Прошлое – нечто, что можно представить, можно почувствовать, копаясь в остатках памяти. Это то, о чём можно прочесть в книге, узнать от других людей; то, что можно увидеть в фильме. Но можно ли узнать прошлое настолько близко, чтобы даже потрогать его? Да. Перевели для вас рассказ одного фотографа, побывавшего в здании заброшенного японского ипподрома.
Алан Блэк – шотландец, выпускник Школы искусств Глазго (GSA). Он решил поехать в Японию в первую очередь с целью преподавать английский язык, но также и для того, чтобы удовлетворить свою главную страсть – документальную фотографию. В особенности Алан любит фиксировать образы заброшенных зданий. «Каким бы странным это ни могло показаться, всепоглощающее чувство меланхолии, которое я испытываю, стоя среди останков чего-то давно исчезнувшего, вызывает привыкание», – говорит Алан.
После окончания GSA Алан Блэк посетил и запечатлел множество заброшенных мест как в Великобритании, так и в Японии. Среди них были психиатрические лечебницы, школы, клиники, электростанции, жилые дома, фабрики и так далее.
Недавно у него появилась возможность задокументировать трибуну Нэгиси в Иокогаме – пристройку к ипподрому. Здание, построенное в 1929 году, заменило предыдущее строение, разрушенное во время Великого землетрясения Канто 1923 года. Нынешний объект, хотя и более устойчивый к землетрясениям, пострадал из-за атмосферных условий. Трибуна, спроектированная американским архитектором Джеем Гербертом Морганом, имеет очень изысканный вид, а её периметр окружён стальным забором и колючей проволокой для защиты от вандалов и непрошенных гостей. Она находится под постоянным видеонаблюдением, и флот США Йокосука, расположившийся неподалёку от Трибуны, внимательно следит за сохранностью помещений.
Когда скачки были запрещены, в 1942 году Трибуну забрали себе японские военные. Впоследствии здание использовалось в качестве типографии, а окружающие его конюшни – для размещения австралийских заключенных до конца войны в 1945 году. Генерал Макартур использовал здешнее оборудование для печати 140 000 актов о капитуляции, которые были распространены по всей Японии. Таким образом, в 1940-х годах одноимённая с близлежащей станцией Нэгиси область считалась важным коммуникационным центром. После этого вся территория была захвачена армией США и преобразована в жилой район, а Трибуна стала центральным административным центром. Однако в настоящее время комплекс, к сожалению, отдан на милость стихии и находится в запущенном состоянии.
Фотографа восхитил красивый внешний вид здания, но «непреодолимое желание посмотреть на него изнутри было сильнее». Архитектура в стиле 1920-х годов в сочетании со спокойствием и тишиной внутри здания казались ему чем-то очень необычным, создававшим ощущение того, что он переместился в прошлое. Большая часть внутренней отделки и мебели уже была демонтирована, но то, что осталось, вызывало чувства ностальгии и чего-то мистического, которые Алан попытался передать с помощью камеры. Внутри здания было крайне опасно, так как внутри оказалось очень темно. Фотографу приходилось прикрывать нос и рот, чтобы защититься от облаков пыли, периодически поднимавшихся с пола. Гвозди торчали из обломков дерева, а кабели извивались змеями по затопленным полам, словно поджидали Алана. Скромные лучи света, которым всё же удалось незаметно проникнуть в здание, раскрывали величие классической архитектуры того времени и неохотно позволяли заглянуть в прошлое.
«Когда я выходил из этого заброшенного комплекса, меня охватило сильное чувство отчаяния, – говорит Алан. – Я надеюсь, что мои фотографии вызовут интерес к Трибуне Нэгиси, но ещё больше – что они подтолкнут других к запуску столь необходимой программы сохранения, которая спасёт подобные красивые, но забытые произведения искусства от полного разрушения».
Источник: Metropolis Japan