Как отличить синтоистское святилище от буддийского храма?

Так сложилось, что в Японии на протяжении веков главенствуют две религии: синтоизм, берущий свои истоки в традиционных верованиях японцев, и буддизм, принесенный на японский архипелаг с материка. Разумеется, с течением времени происходило их взаимопроникновение. Однако, несмотря на это, обе они смогли сохранить свои традиционные черты, в том числе и в архитектуре. В этой статье мы поможем вам разобраться, чем отличается синтоистское святилище от буддийского храма.

По различным оценкам, последователи буддизма и синтоизма составляют от 84 до 96% населения современной Японии. При этом верующими себя назовёт только треть из них. Несмотря на это, все они соблюдают традиционные религиозные обряды, в том числе регулярно посещают храмы и святилища. Один лишь этот факт уже говорит о значимости религии в Японии. Чтобы прикоснуться к традициям этой страны или даже ощутить себя их частью, вам обязательно следует посетить синтоистский храм, так как именно синто – это религия, которая существовала задолго до прихода в на японский архипелаг буддизма и, выдержав его влияние, смогла сохранить свои истоки на протяжении тысяч лет. Как же не ошибиться и понять что вы попали именно в дзиндзя? Ниже – 5 фактов, которые помогут вам определить, где вы.

Тории

Тории

Первое что вас ожидает в дзиндзя – тории. Эти ворота символизируют не только синто, но и всю Японию в целом. Считается, что праобразом торий является птичий насест, в честь которого и названа эта конструкция (鳥居 – 鳥 тори «птица» и 居 и «жить»): согласно «Кодзики» – первому японскому собранию мифов, именно петух, сидя на подобном насесте, смог вернуть в мир богиню солнца Аматэрасу, которая, обидевшись на своего брата Сусаноо, заперлась в небесном гроте. Разумеется, в буддийских храмах тории вы не встретите. Вы точно не спутаете их с массивными вратами, которые обозначают вход в крупные буддийские храмы.

Ворота перед храмом Асакуса

Тёдзу

Тёдзу

Следующим обязательным элементом любого синтоистского храма будет тёдзу (手水). Это небольшой резервуар с водой, который нужен для ритуального очищения перед входом. Чистота в синтоизме священна, поэтому такой обряд очень важен. Сначала нужно омыть левую руку, потом правую, затем ополоснуть рот. В буддийских храмах такого нет. Возможно, вы и увидите там сосуд, но в нём будет не вода, а благовония, которые должны приносят удачу, лечат тело и дух.

Чан с благовониями в храме Асакуса

Пагода

Но как поступить, если вы не заметили тёдзу? Посмотрите внимательно перед собой. Видите пагоду? Нет? Значит вы пришли в синтоистский храм. Пагода представляет собой многоярусную башню с характерными скатами крыши. Строения такой формы распространены во всей Восточной Азии, их можно встретить и в Китае, и в Тибете, и во Вьетнаме. Считается, что они символизируют принцип цикличности жизни, но к синтоизму это не имеет никакого отношения, поэтому встретить вы ее можете только в буддийских храмах.

Пагода

Сувенирная лавка

Иногда, правда, пагода может быть одноэтажной и из-за чего отличить её от павильона синтоистского храма будет сложно. Тогда вот вам ещё одна подсказка: недалеко от основного павильона вы увидите сувенирную лавочку, и если там продаются дощечки эма и амулеты омамори, то вы точно попали в синтоисткое святилище.

Симэнава

Если вам не помог ни один из предыдущих пунктов, то посмотрите наверх – если вас окружают верёвки-симэнава, то вы в дзиндзя. Считается, что именно с помощью симэнава закрыли вход в небесный грот, после того как богиня Аматэрасу вышла оттуда. Поэтому симэнава является обязательным атрибутом любого дзиндзя.

Ну и напоследок: всегда смотрите на то, что делают люди вокруг вас и повторяйте за ними, тогда вы точно не ошибётесь.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту