Все слышали слово «икэбана», но не каждый понимает, что скрывается за ним. В данной статье мы делимся своим опытом составления японских композиций из цветов на бесплатных курсах Отдела японской культуры «Japan Foundation». Вы узнаете, что можно изучать целых три месяца, какие виды композиций создавать, как лучше выбирать цветы, а также какие ошибки лучше не допускать.
Обычно русский человек представляет себе икэбану довольно абстрактно.
Мы знаем, что слово «икэбана» как-то связано с цветами или растениями, но, задумываясь о том, что же японцы с ними делают, обнаруживаем немало заблуждений.
Многие, например, считают, что в икэбане используются сухие цветы. Но это неверно. Само название данного вида искусства раскрывает его содержание: 生け花 икэбана дословно переводится как «живые цветы». Они расставляются в специальной вазе, которая часто имеет плоскую форму. В вазу наливается вода и кладётся кэндзан (剣山, досл. «гора из мечей») – специальный держатель-наколка, состоящий из множества металлических игл, на которые насаживаются цветы. Могут в икэбане использоваться и высокие вазы, и оазис (зелёная губка) вместо кэндзана.
До того, как я впервые пришла на занятие, я не могла представить, чему нас будут учить целых три месяца (конец сентября–середина декабря) и как могут занятия по «расставлению цветочков» длиться два часа (это же очень много!). Многое для меня в принципе оставалось загадкой. Например, какие именно цветы нужно нести на урок. Не получив конкретики по телефону, я решила схитрить и воспользовалась услугами местных бабушек, продающих букеты на вокзале. И это была очень даже неплохая идея, но обо всём по порядку.
В искусстве икэбана существует несколько разных школ. Удивительно, но композиции последователей разных школ всегда отличаются своим особым стилем, который знающие люди могут сразу же распознать.
Вы можете убедиться в этом сами, сравнив изображения ниже.
Я записалась на курсы школы Икэнобо (池坊). Это самая древняя школа икэбаны, в 2012 году ей исполнилось 550 лет. В России она появилась в 1992 году.
На видео ниже вы можете посмотреть, как представители школы Икэнобо составляют свои композиции:
На курсах Японского фонда занятия по очереди вели замечательные преподаватели Лохова Татьяна Петровна и Румянцева Лариса Александровна.
Итак, поговорим же наконец о том, что означает «заниматься икэбаной».
Как уже говорилось выше, я купила букет у бабушки на вокзале, чем доставила и ей, и себе безмерное счастье (довольно большое количество цветов обошлось мне всего в 300 рублей, а половина букета ещё осталась после урока).
На первом занятии преподаватель рассказала нам о структуре курса: всего проводится 12 занятий, в ходе которых рассматривается 5 тем (морибана, линии, плоскости, точки и масса). Каждой теме посвящалось по 2 урока. Последние 2 занятия отводились на составление композиций, посвящённых Новому году или тематике по своему выбору.
Что же это за темы такие?
Морибана (盛り花) переводится с японского языка как «нагромождение цветов». Это стиль икэбаны, который подразумевает соблюдение чётких правил и традиций. В композициях морибана нельзя использовать искусственные материалы, ваза должна быть плоской, а цветы и ветки всегда ставятся в кэндзан (не оазис).
Кроме того, есть и другие важные особенности морибаны. Так, в композиции всегда присутствует 3 основных элемента:
- Син (真) – самый высокий и большой элемент, олицетворяет небо.
- Соэ (副) – средний по высоте и объёму элемент, олицетворяет человека.
- Тай (体) – самый низкий и маленький элемент, олицетворяет землю.
Традиционно все три элемента делаются из одного материала (например, 3 красных хризантемы), но можно делать и два одинаковых, а один отличающийся (например, одну хризантему сделать другого цвета).
Син, соэ и тай располагаются особым образом: если посмотреть на композицию сверху, верхушки трёх элементов должны образовывать треугольник. Кроме того, растения должны располагаться естественно, как они растут в природе: цветы должны смотреть друг на друга, быть повёрнутыми к воображаемому солнцу правильной стороной.
Конечно, на основных элементах работа не заканчивается. Для того, чтобы оживить три главных цветка и придать им ещё большую красоту, используются так называемые элементы-помощники. Это растения (ветки, листья), которые располагаются рядом с син, соэ и тай.
Важно помнить, что цветы не должны пересекаться, ведь это не характерно для природы. Нельзя их располагать и слишком близко друг к другу: расстояние между элементами икэбаны должно быть таким, чтобы между ними могла пролететь бабочка.
В композиции хорошо использовать цветы, характерные для конкретного времени года. Сезон можно передать и с помощью цвета: например, в композицию, которая создаётся осенью, добавить веточку с красноватыми листьями.
Только начав создавать композиции на курсах я поняла, насколько сложен этот процесс. Возможно, люди, которые часто занимаются рукоделием или рисованием, не испытают в процессе всех когнитивных мук, которые испытывала я. Что нужно сделать, чтобы в композиции появилась гармония? Какой наклон должен быть у цветка, чтобы в итоге икэбану можно было назвать действительно красивой? Куда всё-таки воткнуть эту несчастную ветку? Эти вопросы неоднократно мучили меня в течение всех трёх месяцев, и очень редко я могла найти на них ответ самостоятельно.
В итоге первые мои композиции (морибана) выглядели так:
Обе икэбаны составлены из цветов, купленных у бабушек. Осознав, насколько они похожи, я поняла, почему на занятие даётся столько времени. Любому мастерству нужно долго учиться, ведь только с опытом может улучшаться результат.
Разобравшись с традиционной икэбаной за два занятия, мы перешли к свободным формам, подразумевающим смесь японского и западного стиля.
В свободных формах не существует таких строгих правил, как в морибане: можно использовать сколько угодно цветов и добавлять искусственные материалы.
Под использованием искусственных материалов понимается наличие разнообразных украшений типа сетки или «пушка». Также листьям и траве может придаваться необычная форма с помощью проволоки и скотча.
Кроме того, в свободных формах можно выбирать разнообразные вазы (на фото ниже вы найдёте очень необычные решения, например, слева в качестве вазы использован кухонный венчик).
Однако на занятиях мы обходились без этой экзотики.
Ниже вы можете посмотреть интересные примеры свободных композиций школы Икэнобо.
Следующие два занятия были посвящены теме «линии»
Под линиями подразумеваются тонкие и длинные составляющие композиции, формирующие её основу. Это могут быть травинки (например, берграс, ситник), листья (например, ириса или папоротника), стебли цветов. Линии бывают совсем жёсткие, прямые и мягкие.
Вот, что в итоге получилось у нас:
Следующие два занятия были посвящены теме «плоскости»
Здесь в основе композиции использовались широкие листья.
Затем мы изучали тему «точки»
Несложно догадаться, что имеется в виду под этой темой. Однако довольно сложно найти растения, подходящие под неё. С началом занятий, посвящённых свободным формам, уже нельзя было просто взять и купить букет у бабушки на вокзале. Поначалу у меня могло уходить от десяти минут на выбор цветов. В результате все флористы в магазине знали, что я хожу на икэбану, и как могли помогали мне подобрать подходящий материал.
У меня не всегда получалось отразить в композиции заявленную тему. Однако преподаватели не видели в этом ничего страшного, ведь главное – получать удовольствие от процесса.
Для темы «точки» хорошо подходит трава под названием краспедия.
Наши работы:
Следующей темой были «массы»
Эта тема показалась мне самой простой, ведь наконец-то можно было делать что-то похожее на «собирание букетиков» (которое без особого напряжения даётся европейскому уму). Если до этого в композициях должен был господствовать разумный минимализм, то теперь часть работы могла содержать скопление цветов.
И вот наступила пора для занятий по составлению новогодних композиций.
Новогодняя икэбана обычно состоит из красных и белых цветов, а также веток сосны.
Полная энтузиазма я отправилась перед занятием на «охоту за сосной» в соседний лесопарк. Предвкушая приятный процесс собирания сосны, я не думала о том, что большинство деревьев в округе уже не молоды, и вот, где находятся нужные мне ветки:
Но не стоит отчаиваться! Под деревьями оказалось немало симпатичных сосновых веток, однако всё вокруг было запорошено снегом, поэтому обращать внимание приходилось на каждый малюсенький зелёный торчок, стараясь потом откопать что-то стоящее. Но вот везение: мне попалось место с кучей сосновых веток:
В итоге я набрала целый пакет сосны.
С чувством выполненного долга я пришла на занятие с пакетом материала. Но недолго длилось моё счастье: выяснилось, что преподаватель сама принесла сосну для всех. Видимо, она сказала, что сделает это, на прошлом уроке, когда я выходила из класса. Но всё равно это была замечательная прогулка, а вот такие работы у нас получились в итоге:
Дело в том, что для создания композиции можно использовать не любую сосну. И уж точно плохо будет стоять та, что уже успела полежать в снегу. Поэтому в таких вопросах лучше доверять человеку, который знает места.
На последнем занятии мы сами решали, какую тему работы выбрать. Кто-то взял линии, кто-то массы, а кто-то решил попытаться повторить новогодний опыт. Кстати, тема Нового года оказалась самой сложной из всех. Во-первых, закрепление сосны на кэндзане – дело не из лёгких. Во-вторых, работа с сосной совершенно не похожа на то, что мы делали ранее, поэтому было необходимо приложить определённые усилия, чтобы разобраться, что делать.
Вот наши последние работы:
Все свои композиции после занятий мы расставляли в библиотеке при Отделе японской культуры, где в течение нескольких дней или даже недели они радовали глаз работников и читателей.
В конце курса я уже не удивлялась его продолжительности, а жалела о том, каким же он оказался коротким. За три месяца я только начала понимать принципы композиции, и теперь меня не могли поразить фразы преподавателей вроде «ах, какой короткий у вас курс, как же всё успеть».
Были люди, которые довольно быстро составляли композиции, были и те, у кого процесс вызывал много сложностей. Но ни у первых, ни у вторых не получалось сделать работу так, чтобы преподаватель ни разу ничего не поправил.
Поначалу мне было очень тяжело. Описывая процесс работы над икэбаной я сравнивала его с решением математических задач. Но в математике всё же есть формулы и итоговый верный ответ. А ведь искусство формулами не выразишь. В икэбане невозможно описать процесс «правильного решения». Его нужно прочувствовать. А для этого нужно больше заниматься в присутствии педагога, готового подсказать и помочь.
Бывало, что я собирала композицию, считая, что всё, сейчас мною будут довольны. Но преподаватели подходили и поправляли её. Я решила поставить эксперимент и сфотографировать работу до правки и после.
Очевидно, что поправленный вариант выглядит лучше. Но кто сможет объяснить, почему? Этим меня и восхитило искусство икэбаны: маленькая деталь, другой наклон или разворот могут раскрыть красоту, которую невозможно описать, а можно только увидеть.
Рассмотрим некоторые моменты, зная которые вы сможете избежать лишних проблем.
Основные ошибки при составлении икэбаны
1. «Нужно напихать побольше цветов». Наш европейский мозг привык к тому, что красиво – значит много. Все видели букеты в магазинах цветов. Нам кажется, что чем пышнее, тем лучше. Однако в икэбане красота кроется в другом. Не пытайтесь поставить побольше, пробуйте создать гармоничную композицию.
2. Забор или веер. Отсутствие опыта приводит к тому, что в свободных формах люди начинают расставлять растения или листья в ряд. Так делать в икэбане не принято.
3. Симметрия. Не нужно делать всё ровным со всех сторон. Где вы видели в природе симметрию?
Советы по выбору цветов
Цветы каждый выбирает на свой вкус, но бывают моменты, которые могут доставить неожиданные проблемы.
Как-то раз я второпях взяла «такие необычные и красивые цветы» (гиацинты), и в итоге выяснилось, что они слишком высокие, а если их подрезать, то они не будут стоять на кэндзане, потому что их «головы» перевешивают, и они начинают падать. В результате преподаватель выкручивалась за меня, ведь новичок в данной ситуации не может сделать ничего. Получилась красивая необычная композиция, но она доставила много проблем, и я не сделала в ней сама ничего. Более того, гиацинты – не дешёвые цветы!
Также не стоит брать декоративную капусту. Выглядит она интересно, но скоро начинает сильно пахнуть, что не доставляет удовольствия окружающим.
Вывод: лучше не изощряться и не выбирать странные или необычные растения.
Кроме того, важно помнить, что в икэбане помимо травы и листьев всегда должны быть цветы. Без них композиция не будет законченной. Если вы взяли только сухоцветы, то ничего не получится, ведь они используются как «помощники», а не как цветы.
Итог
Занятия икэбаной здорово развивают мозг. Вы учитесь новому, а в процессе ещё и взаимодействуете с природой: вокруг всегда много цветов. Создание икэбаны очень приятный и интересный процесс, так что, если вы сомневались, нужно ли вам это, наверное, всё же стоит попробовать. Тем более что в этой статье я ещё не рассказала много всего!