Что может быть интересного в рандосэру, это ведь просто японский рюкзак, верно? Дети набивают их учебниками, да так, что они чуть ли не перевешивают маленьких учеников, и бегут с ними в школу – всё как у нас. Но только это не просто рюкзак, это целый символ. Почти каждый школьник в Японии когда-то носил с собой рандосэру, настолько они популярны. Кроме того, этот вид рюкзаков имеет не только интересную историю, но и такую цену, что вы захотите перепроверить её самостоятельно.
Корни уходят в прошлые века
История японских рандосэру началась в конце периода Эдо (1603–1868 гг.), примерно в середине XIX века, когда страна стала понемногу открываться для иностранных государств. Торговля с ними принесла в Японию моду на западные культуру и одежду.
То же можно сказать и про военные технологии. Японцам показалась интересна идея использования рюкзаков для освобождения рук солдат, и они ввели её для своих войск. Поначалу они называли свои рюкзаки 背嚢 хайно: («спина» + «мешок»), но затем, пытаясь подражать Западу, японцы стали использовать голландское слово ransel, которое превратилось в рансэру, или рансуру, из-за фонетических особенностей языка. Каким образом в середине слова появилось «до», до сих пор является загадкой.
В те годы рандосэру изготавливали полностью из ткани, и лишь с началом периода Мэйдзи (1868–1912 гг.) и появлением Императорской армии Японии солдатам стали выдавать квадратные кожаные сумки, напоминающие современные школьные рюкзаки.
В 1885 году престижная токийская школа для детей политиков и аристократов Гакусюин должна была показать всей стране пример «равноправия в образовании». Личные водители и дворецкие больше не могли сопровождать «юных господ и леди» и помогать им нести их вещи, учащихся обязали самих ходить в школу пешком. Тогда спрос на школьные рюкзаки стал стремительно расти среди обеспеченных людей.
В 1887 году наследный принц, будущий император Тайсё, ходил в школу с рюкзаком, стилизованном под рандосэру, таким образом оказывая дань уважения японским солдатам. Это привело к распространению рандосэру по всей стране, однако до экономического подъёма Японии после Второй мировой войны в середине 1950-х эти рюкзаки оставались привилегией богатых детей, и большинство семей не могли позволить себе даже один рандосэру. Школьники победнее заворачивали всё необходимое в фуросики (кусок ткани, который используется для переноски любых предметов) или носили в наплечных сумках.
Культурное значение
Рандосэру, как и многие другие символичные вещи в японской культуре, является почти неизменным объектом. Он символизирует невинное и беззаботное детство, учёбу в начальной школе, и этот символ резонирует почти со всеми японцами, ведь сейчас рандосэру есть почти в каждой семье. Несмотря на свою среднюю стоимость в примерно 30-40 тысяч рублей, качество рандосэру зачастую настолько хорошее, что его хватает не просто на всю начальную школу (а в Японии это 6 лет), но и на несколько поколений детей.
Традиционные цвета рандосэру – чёрный для мальчиков и красный для девочек – а также их легко узнаваемая форма менялись с течением времени. Но они всё равно остались почти теми же рюкзаками, какими они были в конце XIX века, лишь с добавлением элементов, облегчающих, буквально, ношу современных детей.
Сейчас некоторые медийные личности, в особенности музыканты, используют рандосэру как модный аксессуар. В 2014 году американская актриса и певица Зоуи Дешанель привлекла внимание мировой моды к этому рюкзаку тем, что часто носила его с собой. Также рандосэру очень часто можно увидеть в аниме. Всё это привело к тому, что школьный рюкзак стал одним из самых популярных сувениров среди туристов, желающих приобрести качественный аксессуар. В зонах дьюти-фри некоторых аэропортов рандосэру специально продают для таких любителей азиатской моды.
Почему рандосэру важен
Такое долгое и бережное использование предмета похвально как для школьников, так и для производителей Японии, прикладывающих столько усилий для создания качественного продукта. В эпоху планируемого устаревания, когда товар специально создают таким образом, чтобы он ломался после определённого количества использований, и покупателю приходилось тратить деньги на что-то новое, такое отношение сродни глотку свежего воздуха.
Источники: Go! Go! Nihon, Asia Trend, News Online