Некоторые современные японские художники часто обращаются к образу юных девушек в своих работах. Казалось бы, это можно объяснить общеизвестной тягой японцев к молодым кавайным девочкам. Однако работы этих художников на самом деле не связаны ни с одержимостью маленькими девочками, ни с традицией воспевания чистоты и прелести юности. Многочисленные девушки с большими глазами на их картинах являются попыткой переосмыслить проблемы женской самоидентичности в Японии.
Образы женских персонажей в популярной культуре Японии могут различаться в зависимости от того, на какую аудиторию ориентирован контент. В работах, не входящих в жанр сёдзё, например в хентае или во второстепенных сюжетных линиях сёнэна, женские персонажи часто слабы, пассивны, глуповаты или подвергаются жестокости. Многие художники так или иначе обращаются в своих работах к изображениям женских персонажей и их особенностям, популярным в аниме и манга, чтобы показать их неоднозначность.
Агрессивное умиление: Куниката Махоми
В своих работах художница Куниката Махоми объединяет две основные темы. Это распространённый сюжет насилия и грубого обращения по отношению к девушкам в аниме и манге и популярное изображение женских героинь как эгоистичных, по-детски недалёких персонажей, окружённых милыми вещами.
За пределами жанра сёдзё психологизм женских персонажей упрощается, и усиливается их объективизация. Если говорить о хентае, то жестокость по отношению к существам, похожим на девушек, но не сохранившим следов личности, превращается в популярный способ удовлетворения сексуального желания мужской аудитории.
Образ девушек, олицетворяющих культуру каваии, часто связывают с культом потребления и критикуют за эгоизм, недалёкость и одержимость потребительством. Однако критика и недовольство этим поведением обычно распространяется на все типичные женские образы популярной культуры. Милые аксессуары и одежда, которыми стремятся обладать эти девушки, часто противопоставляются их скудному внутреннему миру.
Куниката Махоми в некоторых работах объединяет два этих мотива в хаотичную композицию и использует яркие, неразбавленные цвета, что создает ощущение агрессии. В её работах милые предметы смешиваются с грустью или болью девушек и вовсе не кажутся милыми за счет этого.
Девочки не от мира сего: Такано Ая
Женские персонажи на картинах художницы Такано Ая обычно взаимодействуют только с девушками. Это создает ощущение закрытого женского пространства, которое было очень важным повествовательным приёмом в женской литературе и манге прошлого века. Обстоятельства, где девушки взаимодействуют только с девушками, освобождали от патриархальных ценностей и норм поведения, согласно которым героиням следует вести себя совершенно иначе. Возможно, этим можно объяснить и то, что девушки Такано часто изображаются полностью или частично обнажёнными, поскольку им некого и нечего стесняться.
Такой закрытой «женской территорией», которая позволила девичей популярной культуре приобрести некоторые характерные черты, стали закрытые школы для девушек, распространившиеся в эпоху Тайсё. Учениц объединял общий быт. О том, как девушки переживали своё взросление в школе, публиковались повести и романы в женских литературных журналах. Их читательницы могли делится своими историями на страницах этих журналов друг с другом. Их волновали и объединяли одни и те же заботы, а эстетика «девичьей» популярной культуры начала формироваться во многом благодаря визуальному оформлению этих изданий. Позднее пространством для реализации историй, близких по настроениям девушкам, стали темы мужских гомосексуальных взаимоотношений. В них герои, с которыми олицетворяли себя читательницы, могли поступать так, как ещё не могли вести себя девушки из-за гендерных норм поведения в обществе.
Иногда в работах Такано можно усмотреть противопоставление нежных и хрупких созданий, похожих на инопланетян, мрачным и тревожным пейзажам вокруг.
Гротескная сексуальность: Такаси Мураками
То, что делает внешность аниме-девушек действительно милой и привлекательной для мужской аудитории — это преувеличения и искажения пропорций тела. Эти приёмы не редкость в визуальном искусстве Японии. Например, ещё в сюнга гениталиям присваивался аномальный размер. Женские персонажи аниме и манги обычно изображаются с увеличенными головами и глазам. Это делает их внешность более детской и невинной и вызывает сильный эмоциональный отклик. Но это не всё, что можно использовать для привлечения мужской аудитории. Так, например, движения девушек во время применения суперсилы или магии, удачные ракурсы для изображения сексуальных частей тела, короткие юбки или облегающая одежда — все это знакомые нам приёмы аниме и манги, которые помогают заработать лояльность мужской аудитории.
На рубеже XX века художник Такаси Мураками создаёт серию фигурок аниме-девушек в духе фанатских сувениров. Они бы не вызывали особого диссонанса, если бы не гиперболизация всего того, что принято преувеличивать в пропорциях женского тела в аниме, которая слегка превысила норму. То, что затрагивает фансервис для отаку, слишком откровенно в работах Мураками и вызывает не одобрение, а настороженность. Так художник выставляет типичные приёмы оформления женского образа для мужской аудитории в невыгодном свете. Гротеск его работ — способ обратить внимание аудитории на то, какие стандарты применяются к женским персонажам в пользу парней-отаку.
На одной из фигурок слишком короткая юбка намекает на откровенный фансервис, обещающий множество панцу-шотов. Другая фигурка — полуобнажённая девушка, наделенная суперсилой трансформации в военную технику. Это было как раз в духе героических фэнтэзи-аниме того времени, где главными персонажами были девушки, как, например, Сэйлор Мун. Фигурка радостной и милой девушки с чересчур большой грудью, из которой льется молоко, заставляет вспомнить два явления. Первое — это традиционное преувеличение размеров половых органов на традиционных картинах сюнга. Второе — абстрактные формы, к которым прибегают для визуализации эпических моментов сюжета аниме и манги, связанных с суперсилой героев или чем-то похожим. Именно в таком пафосном виде представлено грудное молоко этой фигурки.
Жестокий школьный мир: Аида Макото
В работе «Харакири-девочки» объединены два романтизированных явления японской культуры: ритуальное самоубийство самураев и милые девочки-школьницы с большими глазами. С эпохи Тайсё образ школьницы является символом невинности и чистоты. Так что в этой работе мы видим не просто жестокость по отношению к милым девушкам, а жестокость там, где для японцев всегда подразумевается добродетельная чистота.
Многое в работах этих художников нам не так легко понять, как японцам. Однако их работы — еще один способ продемонстрировать противоречия между гендерными ролями в Японии, с чем плохо справляется местная популярная культура.
В Японии пространство патриархальных понятий и ценностей до сих пор мешает свободно самовыражаться девушкам. Каваии-культура способствует объективизации и одновременно принижает некоторые элементы «девичьей» культуры, навешивая ярлык недалёкого потребителя на тех, кто с ней связан. Возможно, именно поэтому в современных аниме и манге так легко натолкнуться на приёмы и сюжеты, бытовавшие в Японии ещё 20 лет назад. Остаётся надеяться, что когда-то это изменится.
Источники:
«Girls are dancin’: shōjo culture and feminism in contemporary Japanese art» by Emily Jane Wakeling
«The popular image of Japanese feminity inside the anime and manga culture of Japan and Sydney» by Jennifer M. Stockins