Как устроена учёба в японской младшей школе

Скажите, а вам когда-нибудь было интересно, как растут и развиваются дети в другой стране? Какие предметы изучают дети в младшей школе; ходят ли они вместе в столовую в обед, как у нас; бывают ли у них дежурные в классе? Сколько у них уроков в день и как много домашнего задания они получают? В этой статье мы постарались дать общую информацию о младших школах в Японии.

Система младших школ в Японии

Все дети, которым на апрель текущего года исполняется 6 лет, идут в первый класс младшей школы. Ребята обязаны закончить 6 классов младшей и 3 класса средней школы. Также в образовательных учреждениях подготовлены специальные кабинеты для детей на инвалидных колясках. Существуют общественные (公立, ко:рицу), частные (私立, сирицу) и государственные (国立, кокурицу) школы.

В младшей школе учебный год обычно разделён на 3 семестра – первый семестр с апреля по июль, второй – с сентября по декабрь, и третий – с января по март. Предусмотрены летние каникулы продолжительностью в 40 дней, зимние – в две недели и 10 дней весенних каникул. Дети учатся 5 дней в неделю Ниже вы можете увидеть примерное расписание первоклассника:

Примерное расписание ученика 1 класса японской младшей школы

*В частных школах часто есть занятия по субботам;

*Перед первым уроком и после последнего обычно проводятся общие собрания.

Учебный класс

В младшей школе у каждого класса есть свой кабинет. Все уроки проводятся в нём за исключением случаев, когда для них нужно специальное оборудование: это касается таких предметов, как музыка, физкультура, труд и т.д. По правилам в одном классе может обучаться до 40 детей.

Если есть несколько классов одной возрастной группы, в следующем учебном году их перемешивают. Это делается для развития в детях общительности, коммуникабельности и не позволяет привязываться к одному и тому же коллективу.

Учебный кабинет

Как и в России, в кабинете висит доска, и стоят стулья с партами. Расстановка парт определённая, и обычно время от времени столы переставляют. В классе также висит доска, на которой прописываются различные мероприятия, висит расписание уроков или картинки, нарисованные учениками на уроке труда; есть шкафчики, куда можно сложить ранцы и другие вещи; угол с принадлежностями для уборки. Во многих классах также есть кондиционер, телевизор, DVD-проигрыватель.

Учителя

Чтобы стать учителем младшей школы, нужно иметь диплом о высшем образовании (4 года) или диплом колледжа (2 года), после чего сдаются специальные экзамены на профессиональную пригодность. Школа, в которой учитель будет работать, назначается главой муниципалитета, при этом по правилам раз в 3-5 лет учитель должен менять школу. Это способствует равномерной системе образования в близлежащих школах и уравнивает учеников в их знаниях.

В среднем учителя работают с 8 утра до 5 вечера, а к концу семестра или во время мероприятий им часто приходится оставаться в школе подольше.

В каждом классе есть классный руководитель, который ведёт все занятия за исключением музыки, труда и других специальных предметов. Есть случаи, где классный руководитель одновременно является и учителем по какому-то определённому предмету.

Учебники

Все учебники, по которым учатся дети, одобрены Министерством образования. В первом и втором классе изучается родной язык, математика, ОБЖ (включает материал по обществознанию и естественным наукам), музыка, труд (создание поделок и рисование), физкультура, уроки нравственности, классный час. В третьем и четвёртом классах вместо ОБЖ по отдельности изучаются обществознание и естественные науки, остальные предметы остаются. В пятом и шестом классах появляется предмет, который можно назвать «технология» (изучается кройка, шитье, готовка и т.д.). Нужно заметить, что в Японии занятия по труду, как это называется в России, не меняются в зависимости от пола учеников. То есть и мальчики и девочки сначала идут на «японский труд», где учатся забивать гвозди и т.д., а потом все вместе идут на другой предмет, где изучают готовку.

Кол-во часов, выделенных на изучение определенного предмета (1-6 классы начальной школы)

В младшей и средней школе учебники ученикам выдаются бесплатно.

С 2002 года с третьего класса младшей школы стали проводить классные часы (три часа в неделю). На этих занятиях могут обсуждаться события, происходящие в данный момент в школе или в округе, различные проблемы, с которыми сталкиваются дети, проводится награждение за победу в каких-либо конкурсах или соревнованиях, сообщается какая-либо важная информация и т.д.

Внеучебная деятельность

Начиная с 4 класса младшей школы, дети посещают различные кружки по интересам: такие, как рисование комиксов манга, лепка, работа с ноутбуком, бадминтон, настольный теннис, готовка, рукоделие, различные игры, софтбол, наука, танцы и т.д. Разумеется, в зависимости от школы набор таких кружков ограничен: в некоторых учреждениях их может не быть совсем. В таких случаях сами родители могут организовать волонтёрские занятия, где собираются все заинтересованные дети.

 

Кружки обычно проводятся в учебное время один раз в неделю. Некоторые родители отводят детей и на другие, платные кружки, которые посещают 1-2 раза в неделю, например: плавание, английский язык, музыка и т.д.

Домашняя работа

За информацией по этому пункту мы пошли в японский интернет, где родители пишут об этом следующее:

chiochioyoさん пишет о количестве домашней работы у её дочери-первоклассницы:

«В пятницу ей выдали:

1) 2 страницы с примерами по математике по 40 примеров на каждой с двузначными числами;

2) 6 заданий на вписывание нужного иероглифа по смыслу, а также 6 словосочетаний, которые нужно прописать 10 раз;

3) чтение вслух учебника;

4) задание на вычитание из двузначных чисел однозначных – 50 примеров;

5) прописывание слогов вроде きゃきゅきょ на листе формата В3 (364×515 мм)

После занятий дочка сильно устаёт, не может сосредоточиться, поэтому домашнюю работу делает очень медленно и, конечно, неохотно. Я тоже считаю, что домашняя работа по математике очень важна, но объём..»

lv0vlzzzさんпишет, что в день у них уходит около часа на выполнение всей домашней работы. Про лето говорится следующее:

«В качестве домашней работы на лето нам выдали 50 страниц по математике (по 50 примеров), 20 страниц на прописывание иероглифов, задания общего характера – 2 комплекта по 30 страниц, также – написание 5 страниц в ежедневнике и сочинение».

Разбиение на группы внутри класса

В японских школах обычно разбивают класс на несколько маленьких групп, по-японски – на ханы (хан, группа, команда, бригада), в каждой обычно по 5-6 человек. Такими группками выполняются разные поручения: от выполнения заданий во время какого-либо урока до распределения, кто когда делает уборку в классе и раздаёт еду. Также раз в неделю или каждый день меняется хан, который считается дежурным в классе. Дежурный хан проводит перекличку, передает важную информацию, ведёт что-то вроде классного дневника (学級日誌гаккю: нисси). Там обычно записывают дату; какое количество человек присутствует, отсутствует или опоздало; расписание уроков на текущий день и рядом – что изучалось на этом уроке и тд.

Они также передают своим одноклассникам раздаточные материалы. Есть ребёнок, отвечающий за учебники, за заполнение дневника класса, за безопасность, за распечатки, за приготовление DVD-плеера и т.д.

Дети постарше (5-6 классы) также имеют отношение к местному школьному комитету и участвуют в школьной жизни. Здесь стоит напомнить, что в Японии младшая школа – это отдельное здание, не относящееся к средней и старшей школам. Так вот, пяти- и шестиклассники участвуют в различных комитетах, которые отвечают за растения в школе, за радиовещание внутри здания, разбираются с потерянными вещами, отвечают за спортивные мероприятия. В общем, всячески стимулируется детская самостоятельность и чувство ответственности.

Питание

В общественных школах есть обеды, которые ученики едят в своих классах вместе с преподавателем. Во внеобеденное время есть в классе не разрешается. Средняя стоимость питания – около 4 тысяч иен в месяц (разумеется, зависит от школы и от региона). В 2004 году в 99,4% младших школ и 82,4% средних школ предусматривался такой общий обед.

В основном обеды готовятся в самом здании школы, однако за неимением специального помещения еду могут готовить и в специальных региональных центрах, после чего она доставляется в школу.

Младшеклассники сидят вместе за своими партами во время обеденного перерыва. Обратите внимание, что каждый приносит свои палочки и салфетку, которую расстилает на столе; также на каждом ребёнке надета стерильная одежда

Обеды в школах были введены после Второй мировой войны, когда повсеместно людям не хватало еды для полноценной жизни. Таким образом, правительство могло заботиться хотя бы о детях. В настоящее время благодаря такому школьному питанию прививается привычка питаться правильно, сбалансировано: ребят также учат помогать друзьям и разделять обязанности, когда приходит очередь конкретного хана дежурить во время обеда. В последнее время также устраиваются дни, когда дети должны приносить с собой бэнто, или предоставляется возможность самому выбрать себе меню.

Для лучшего ознакомления с темой советуем вам посмотреть видео под названием School Lunch in Japan — It’s Not Just About Eating!

Источники: 1234

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту