Многие японцы, проживающие в других странах, говорят, что их собственный характер изменился от жизни за границей. Так, автор статьи утверждает, что почти перестала волноваться о том, какой её видят другие люди. И наоборот: когда японцы возвращаются на родину, то ничего не могут поделать с тем, что на них все начинают смотреть. Поскольку одни и те же люди по-разному ощущают себя на родине и за границей, то проблема скорее не в характере, а в самом обществе. Особенность японского общества в том, что оно воспитывает людей так, чтобы те уделяли большое внимание внешнему виду.
Таким образом, в данной статье мы представим вам пять особенностей японского общества, из-за которых японцы так сильно волнуются о своём внешнем виде.
1) Никакого разнообразия

Если говорить об отличии между Японией и, например, Францией, где проживает автор статьи, то проживающие во Франции люди очень разные. Франция – это страна, где можно увидеть много мигрантов (особенно в Париже), там много иностранцев, среди которых совершенно встречаются разные люди: белые, афроамериканцы, арабы, азиаты, испанцы и другие. Даже среди белых есть как высокие, так и низкие, как полные, так и худые. У людей разного цвета глаза: голубые, зелёные, карие, чёрные. И цвет волос разный: блондины, шатены, рыжие, брюнеты.
Если сравнивать с этим, то у японцев нет такого разнообразия во внешности. Не считая иностранцев и хафу, рост, вес, телосложение в целом не отличается, да и у большинства людей преобладает одинаковый цвет волос и глаз. Разрез глаз, форма носа, оттенок кожи, длина рук, ног – всё это тоже отличается. Таким образом, про японцев не скажешь, что они сильно различаются.
В Японии даже существует выражение «比べあいっこ» (курабэайкко), что значит «взаимное сравнивание». Если с вами рядом сидит афроамериканец или араб, то вы не будете беспокоиться о своём внешнем виде, а вот если к вам подсядет очень похожий на вас человек, тогда вы будете волноваться о своей внешности.
Изначально не может быть никакого сравнения между людьми, чья внешность совершенно отличается, поэтому не может быть и конкуренции среди них. Желание быть лучше того парня, немного похожего на вас, приводит к беспокойству о своей внешности.
2) Нет свободы в выборе одежды

Вдобавок к тому, что различия во внешности не так явно выражены, в Японии всё очень строго с одеждой и дресс-кодом. С детского сада и до старшей школы все должны носить форму, даже после трудоустройства очень строго относятся к одежде, волосам, макияжу, маникюру и моде в целом. На Западе в фирмах тоже есть свой дресс-код, но он не такой строгий, поэтому можно подбирать интересные образы даже для рабочих будней. Существует много японских фирм, которые шьют одежду для работников, лишая их возможности проявить свою индивидуальность через одежду.
Телосложение у всех одинаковое, но и мода тоже одинаковая. Все японцы выглядят похоже, поэтому малейшее отличие начинает бросаться в глаза. Чуть больше глаза, чуть больше грудь, чуть красивее кожа, волосы… Способов отличиться от других людей мало, и они концентрируются на малейших особенностях внешности. Поэтому японцам не остаётся ничего другого, как следить за модой, ухаживать за волосами и кожей, чтобы выглядеть лучше на фоне остальных людей.
3) Создание образа

В Японии господствует коллективизм и даже в общении за основу поведения берётся идея «как меня видят другие». Если рассматривать характеры людей в группе, получается, что их поведение – это созданный образ. Однако же создание подобного образа невозможно без способности смотреть на вещи отстранённо и объективно.
Другими словами, в типичном японском обществе ты не знаешь, как себя вести, если не знаешь, как тебя воспринимают другие люди. Ты начинаешь волноваться за свой внешний вид, который напрямую связан с оценкой посторонних, поэтому ты стараешься хорошо преподнести себя группе, понимая свою роль и позицию. В каком-то смысле можно сказать, что беспокойство о своём внешнем виде является этикетом поведения в японском обществе.
Напротив, на Западе, где распространён индивидуализм, главной идеей является то, что другие люди – это другие люди, а ты – это ты. Поэтому там не думают о создании образа. Их сознание концентрируется на самовыражении и общении с людьми, нежели на том, какую роль они играют в группе.
4) Часто смотрят на других людей
Японцы не только беспокоятся о взглядах других, но и сами часто смотрят на людей. Когда японцы на платформе станции выстраиваются в ряд, они создают красивый строй, прямо как в армии. Но это невозможно сделать, не обращая внимания на движения каждого в ряду.
Чтобы преподнести себя в обществе в выгодном свете, японцы, наблюдающие за поведением и действиями других людей, понимают и то, что за ними самими наблюдают. Они внимательно смотрят на других, поэтому чувствуют, что их собеседник тоже наблюдает за ними. Это одна из главных причин, по которой японцы волнуются о внешнем виде, в отличие от европейцев.
На Западе, где «другие люди – это другие люди, а ты – это ты», люди не беспокоятся о том, что о них подумают; многим даже нет дела до того, чем другие занимаются. Ведь то, что кто-то делает, не имеет к ним никакого отношения. Поэтому то, что японцы перестают об этом волноваться за границей, – это факт.
5) Нехватка идеи «похожести» в целом
В Японии разрыв между богатыми и бедными не особо чувствуется. Более 90% японского народа относят себя к среднему классу и чувствуют, что живут как все, нормально. Из-за того, что в Европе не рассматривается идея «класса», ушло и осознание того, что нужно стараться делать всё, что в твоих силах, чтобы повысить уровень своей жизни.
Автор считает, что в Японии, наверное, очень много людей, которые живут не по своему карману. Сокращая расходы на питание, они покупают дорогущую сумку известной фирмы; подрабатывая где-нибудь, они зарабатывают деньги на оплату обучения своего сына в частной школе; едят ланч за 500 иен в семейном ресторане, словно это ничего им не стоит.
Средний класс Японии, к которому себя относит большинство японцев, является обществом, где всем твердят метить выше. У них нет такого представления, что они отличаются от богатых: они просто следуют течению, и все вместе стремятся к лучшей жизни.
Офисным работникам запрещено копировать модные наряды знаменитостей, которых показывают по телевизору. К тому же у них в целом нет идеи «будь собой». Очень удручает то, что офисные леди с зарплатой 200 тысяч иен пытаются следовать образу жизни знаменитостей, у которых денег куры не клюют.
Поскольку у японцев нет понимания различия между «классами», все стараются стремиться выше, не понимая своего положения. В чём и рождается понятие «внешнего вида», которое показывает, насколько ты успешен. Фирменными вещами они укрепляют свои положение, ведь люди обращают на них внимание.
Источник: Madame Riri