Сегодня мы собрали для вас информацию о том, как обстоят дела с велосипедами в Токио. Многие могли видеть в фильмах, аниме и манге, что большое число японцев использует их довольно часто, но все мы также слышали и о хорошо развитой системе общественного транспорта. Как соотносятся две эти реалии? Как много японцев используют велосипеды в качестве своего основного средства передвижения и в каких случаях предпочитают общественный транспорт? Ответы вы найдете в нашей статье.
Велосипедная обстановка в Токио – общий обзор
Недавно в Токио был снят фильм под названием «Дух терпения: почему велосипедный спорт возможен в Токио?» («The Gaman Spirit: Why Cycling Works in Tokyo») под продюсерством Джо Баура (Joe Baur), который вместе с директором организации «По Токио на велосипеде» Байроном Кидом, а также Посольством велосипедного спорта Японии (Cycling Embassy of Japan) в течение трёх дней исследовал Токио на велосипеде.
Об этой поездке он написал следующее: «Было просто заметить те же самые проблемы в Токио, какие я видел в Кливленде и в Соединённых Штатах в целом. То есть автомобилисты, которые норовят занять выделенную полосу тогда, когда им этого захочется.
Например, когда мы ехали по велосипедной дороге к центру Токио, я и мои сопровождающие остановились на перекрёстке, чтобы сделать несколько снимков проезжающих мимо нас велосипедистов. На другой стороне улицы машина доставки выехала на выделенную полосу. А впереди нас другая машина вынудила велосипедистов либо выехать на тротуар, либо на проезжую часть. Неудивительно, что водители не были заинтересованы в том, чтобы освободить место велосипедистам или же замедлиться.
Другой отличительной чертой являлся тот факт, что за проектирование инфраструктуры для велосипедного спорта отвечали отдельные районы внутри Токио. Байрон Кид (Byron Kidd), директор организации «По Токио на велосипеде» приравнял это к городским районам Нью-Йорка, администрация которых придумала свою велосипедную инфраструктуру независимо друг от друга. Результат в самом деле сбивает с толку, а иногда кажется забавным.
Тем не менее, велосипедный спорт в Токио всё процветает. Я был удивлён тому, в каком раннем возрасте дети катаются по городу. Мне рассказали, что они начинают с того, что сидят на багажнике велосипеда, которым управляет родитель, потом, когда рождается второй ребёнок, переходят на специальное место у руля до тех пор, пока не становятся слишком тяжелы и не перебираются на свой собственный велосипед. Всё это имеет смысл, если учесть, что очень часто дети находятся сами по себе, без присмотра взрослых, в том возрасте, который жители многих стран сочтут ранним».
Интересно, что сам продюсер без какого-либо спонсирования использовал велосипед в течение всей своей поездки просто из-за его удобства.
Как много японцев ездит на работу на велосипедах?
Япония с населением в 127 млн человек насчитывает около 72 млн велосипедов, при этом ежегодно приобретается еще около 10 млн велосипедов. В стране, где общественный транспорт чист и эффективен и где использование личного автомобиля неудобно и требует много денег, велосипед занял уникальное место в транспортной экосистеме. Он является неотъемлемым видом транспорта, используемым миллионами людей всех слоёв общества.
Однако строгая государственная политика в отношении страхования передвижения сотрудников и негибкая политика страховых компаний создала ситуацию, когда людям часто запрещают ездить на работу на велосипеде.
Согласно японскому корпоративному праву, компании обязаны страховать своих работников от несчастных случаев на рабочем месте, и эта страховка распространяется на оплату поездок на работу и обратно, однако в некоторых страховых фирмах такая страховка не покрывает передвижение на велосипеде, что вынуждает работодателей идти на меры, дабы защитить себя от финансовой ответственности в случае аварии.
Например, большинство ИТ-специалистов в регионе Канто охвачено одной определённой страховой компанией, куда входят и такие гиганты, как Microsoft, Google и IBM. В то время как более 7% сотрудников Google Mountain View, базирующейся не в Японии, работают в месте, где есть парк из 1300 велосипедов, предоставляются душевые кабины с запирающимися шкафчиками, полотенца, охраняемая парковка с доступом к велосипедным инструментам и даже велосипедные автобусы, 100% работников компании Google в Японии запрещено ездить на велосипеде на работу вообще.
Не все компании объясняют своим работникам причины запрета, что ухудшает отношения между руководством и сотрудниками; в то же время компания просто не может пойти наперекор установленным правилам. Некоторые компании называют причиной запрета отсутствие необходимых условий: таких, как душ, велопарковка и др, тогда как в отношении оборудования специальных мест для курения они почему-то не возмущались.
Несмотря на запрет, многие компании стараются его игнорировать, а работники, пользующиеся велосипедами, просто всячески скрывают данный факт. В случае аварии сотрудникам просто предложат воздержаться от пользования ими в будущем.
Находчивые велосипедисты устраивают частные парковки неподалёку от офиса, а в летние месяцы некоторые покупают абонементы в фитнес-центры неподалёку от работы, где они могли бы принять душ и переодеться в деловой костюм.
В последнее время растёт число велосипедистов, покупающих частные страховки, после случая, когда матери ребёнка, вызвавшего серьёзную велосипедную аварию, страховая компания выставила счёт в качестве компенсации в размере 95,2 млн. иен. Частное страхование с выплатами в размере от 50 до 100 млн. иен велосипедисты могут приобрести всего за 4000 иен в год. Но, тем не менее, страховые компании, работающие с фирмами, не признают велосипед транспортным средством, которое можно использовать в поездках до работы.
Интересно, что во время Великого восточно-японского землетрясения 2011 года сотрудникам было разрешено пользоваться велосипедами.
В большинстве случаев работодатели видят преимущества велосипедов: они снижают расходы на передвижение сотрудников, способствуют улучшению их здоровья, что сокращает число выходных дней по болезни, а также повышают продуктивность и настроение в течение всего рабочего дня; и даже осознавая это, японцы не могут пойти против системы. Иронично, но велосипеды также выгодны и для страховых компаний.
Так каково же число японцев, совершающих поездки в город на велосипедах?
Самым популярным методом передвижения в Японии является поезд, который используют 53% студентов и 48% работников по всей стране в качестве основного средства для поездок на работу и учёбу (в Токио – 67%). Важно помнить, что некоторые города или регионы могут сильно отличаться от среднего показателя по стране. И только 9% всех пригородных поездок совершается на велосипедах. Интересно, у какой части этих пассажиров есть разрешение компании и сколько людей ездят втайне? Также любопытно и то, насколько вырастет число велосипедистов, когда компании станут более снисходительны к ним.
Как пригород Токио продвигает велосипедный спорт, даже не замечая этого
Итак, 67% поездок в Токио совершается на поезде. Как тогда развивается велосипедный туризм в городе, где большинство граждан не пользуются этим видом транспорта? Согласно статистике, около 14% всех поездок в Токио в течение дня совершается на велосипедах. В основном они не превышают 2 км и проходят одним и тем же путём: например, до местного супермаркета, школы или станции.
Соседние районы Токио напоминают небольшие, автономные деревни, центром жизни которых является железнодорожный вокзал. Более 20% людей, приезжающих в Токио на поезде, где пассажиропоток составляет 20 млн ежедневно, от дома до ближайшей станции передвигаются на велосипедах, оставшиеся 80% вынуждены ходить пешком из-за отсутствия достаточного количества велопарковок.
Торговцы, понимающие всю прибыльность места рядом со станцией, открывают там свой бизнес: пекарни, овощные магазины, банки, рестораны, химчистки, парикмахерские и супермаркеты. Города по всему миру начинают осознавать, благодаря недавним исследованиям и опросам, связь между большим числом велосипедистов и высокими продажами у малых предприятий.
Благодаря небольшому расстоянию между различными железнодорожными станциями жители получают возможность ездить на велосипедах в несколько районов за покупками, в то время как пешком это было бы невозможно.
Всё, что может потребоваться жителям Токио для повседневной жизни, находится в нескольких минутах ходьбы или короткой поездке на велосипеде от их дома – недалеко от местной станции. Таким образом, мы видим, как пригородная Япония стимулирует использование велосипедов, даже не замечая этого. Удобство их перед автомобилями, доступность в использовании и низкая стоимость делают велосипед самым очевидным видом транспорта в пригороде Японии.
Изображение в шапке статьи: Томас Бирке (Thomas Birke).