В мире японских школьниц: модные слова и явления 2020 года

Как много у вас общего с японскими школьницами? Если вдруг вас интересовал этот вопрос, то вот он, шанс узнать! Представляем вам рейтинг популярных явлений и слов, составленный на основе предпочтений и интересов… учениц средних и старших классов. Он публикуется ежегодно и неизменно становится горячей темой в японских медиа и соцсетях. О чём переживала и чем спасалась во время коронавируса японская молодёжь? Расскажем вместе с рейтингом JC・JK 流行語大賞2020!

Каждый год представители акционерного общества AMF, которое занимается маркетинговой поддержкой учениц средних и старших классов школы, отправляются в Instagram. На основе миллионов постов от школьниц, наиболее активных именно в этой соцсети, они составляют рейтинг трендовых явлений и слов, отражающих некоторые тенденции и обсуждаемые темы японоговорящего сегмента интернета. У рейтинга есть и своя отборочная комиссия, состоящая из таких же учениц, посещающих среднюю и старшую школу, – кто лучше разбирается в их интересах, чем они сами?

Рейтинг JC・JK流行語大賞 («Главная премия модного слова учениц средних и старших классов») расскажет о трендах японского интернета, возникших за период с июля по ноябрь 2020 года. Они распределены по четырём категориям: «Персона» (ヒト部門), «Вещь» (モノ部門), «Приложение» (アプリ部門) и «Слово» (コトバ部門). Разберём их по порядку.

Персона

1 место: NiziU, женская джей-поп группа.

Музыкальный коллектив из девяти участниц был сформирован в рамках реалити-шоу Nizi Project, в ходе которого девушки со всей Японии боролись за право стать частью группы и получить известность. За шоу следили пристально – настолько, что оно даже вошло в рейтинг JC・JK流行語大賞 за первую половину (январь-июнь) этого года как самая популярная телепередача. Подход к формированию группы был серьёзным, ведь занимались им далеко не последние люди в индустрии. NiziU – проект южнокорейской компании JYP Entertainment, взрастившей и популярную девичью группу TWICE. Новая группа от титанов кей-поп индустрии была обречена на успех.

Ученицы рассказывали в своих соцсетях, что девочки из шоу Nizi Project, не сильно отличающиеся от них по возрасту, помогали им в период самоизоляции, делясь своей энергией и вдохновляя их. Неудивительно, что группа, созданная в результате, выстрелила, а их преддебютный клип Make you happy быстро набрал популярность – многие девушки даже признались, что пытались повторить танец из клипа на школьных фестивалях.

2 место: Китамура Такуми (北村匠海), певец, актёр и модель.

Китамура – участник рок-группы DISH//, выпустившей в этом году песню 「猫」 («Кошка»), которая быстро стала хитом. Певец принял участие и в популярном Youtube-проекте FIRST TAKE, в котором артисты исполняют свои песни вживую с первой попытки. Несмотря на незамысловатость мелодии и лирики, искренность формата и отличный голос певца обеспечили ему второе место в категории «Персона», а самому Китамуре пророчат большое будущее. 76 миллионов просмотров на живом выступлении – это не шутки!

3 место: LiSA, певица.

Вероятно, LiSA, более чем десять лет исполняющая музыкальные темы к популярным аниме, в особом представлении не нуждается. LiSA записала заглавную тему「紅蓮華」(Gurenge) к аниме Kimetsu no Yaiba, которое в этом году было на слуху, и это ещё слабо сказано. Судя по постам, без этой песни не обходился ни один поход в караоке.

4 место: JO1, мужская джей-поп группа.

История создания группы схожа с историей NiziU, за исключением того, что JO1 были сформированы чуть раньше. JO1 – выпускники из соревновательного реалити-шоу Produce 101 Japan, японской версии корейской передачи, в которой юноши соревнуются за право стать одним из одиннадцати участников музыкальной группы. Многие девушки писали, что в их классах и передачу, и саму группу активно обсуждали. На их популярность, вероятно, повлиял и ловкий маркетинговый ход: в течение ограниченного времени в некоторых фотобудках пурикура можно было сделать фото «вместе» с ребятами из JO1. Благодаря специально созданным коллажам у многих появилась возможность заполучить снимок со своим кумиром, и школьницы активно выкладывали такие фото в соцсети.

5 место: Сюн и Мая, ютуберы.

Сюн и Мая с канала まやりんチャンネル стали родителями в молодом возрасте – они оба всё ещё ходят в старшую школу. Согласно исследованию, для многих девушек наблюдение за ровесниками, которые уже столкнулись с супружеской жизнью и воспитанием детей, оказалось крайне интересным занятием. Сюна и Маю идеализируют и мечтают об отношениях, как у них.

Сюн и Мая

Вещь

1 место: Kimetsu no Yaiba, аниме и манга.

В первой половине 2020 года история о долгом и опасном путешествии и борьбе с демонами занимала только четвёртое место, но теперь поднялась на лидирующую позицию. По словам старшеклассниц, многие из них начали смотреть аниме во время самоизоляции, и когда они смогли вернуться к обычным занятиям, оказалось, что весь класс захватила новая эпидемия – Kimetsu no Yaiba. Аниме активно обсуждалось и в соцсетях, и интерес только подогрел полнометражный фильм-продолжение Kimetsu no Yaiba Movie: Mugen Ressha-hen. Вдобавок некоторые девушки отмечают, что аниме можно смотреть всей семьёй, и обмен впечатлениями после просмотра сблизил их с членами семьи.

2 место: фруктовый сэндвич, десерт.

Одним из трендов начала этого года среди старшеклассниц стало так называемое «Домашнее кафе» (おうちカフェ о-ути кафэ) – девушки пробовали готовить дома разные сладости и напитки. Фруктовый сэндвич (フールツサンド фу:руцу сандо) стал для многих любимым блюдом, которое, к тому же, не так сложно приготовить самостоятельно. Девушки обменивались рецептами и любимыми начинками, и появились даже специализирующиеся на этом десерте магазины – для тех, кто больше ценит вкус и внешний вид, чем сам процесс. В некоторых магазинах время ожидания своего фруктового сэндвича составляет более трёх часов – всё из-за большого количества заказов.

Клубничный сэндвич и сэндвич с киви из Твиттера

3 место: PITTA MASK, многоразовые маски.

Маски никогда не были чем-то необычным для японцев, однако в этом году они стали чуть ли не предметом первой необходимости. Многие старшеклассницы говорят, что сочетать маски со своим гардеробом было непросто, но на помощь им пришли PITTA MASK. Маски были представлены во множестве цветов, от лавандового до хаки, что пришлось девушкам по вкусу. Отдельного упоминания достоин и материал, из которого сделаны PITTA MASK: он более нежен к коже, чем обычные маски, и с него легко стирается макияж.

Большой выбор цветов позволяет легко сочетать маски с гардеробом, превращая их в полноценный элемент образа

4 место: кастомизация экранов смартфонов.

Неожиданно популярность набрали приложения, позволяющие настроить стартовые экраны смартфонов под себя (ホーム画面アレンジ хо:му гамэн арэндзи), и речь идёт не о простом перетаскивании иконок. Приложения по типу Widgetsmith позволяют кастомизировать рабочий стол смартфона, настраивать внешний вид виджетов и их расположение – иными словами, дают полный контроль над внешним видом экрана своего устройства. В Instagram многие старшеклассницы делятся скриншотами своих экранов и радуются, что теперь они не только функциональны, но и отражают их интересы.

Экраны, кастомизированные при помощи Widgetsmith

5 место: панамы.

Самым трендовым предметов гардероба среди старшеклассниц стали… панамки (バケハ бакэха – от バケットハット бакэтто хатто, bucket hat). Панамы стали производить многие бренды, пользующиеся успехом у школьниц, и они резко набрали популярность среди девушек, неравнодушных к моде. Нередко панамки можно увидеть в качестве составляющей парных нарядов.

Панамки на любой вкус – и PITTA MASK тоже тут

Приложение

1 место: Widgetsmith.

Тренд на организацию и кастомизацию экранов смартфонов отразился и на этой категории: уже упомянутое приложение Widgetsmith стало безоговорочным победителем. Widgetsmith – незаменимый инструмент, если вы хотите удобно организовать свой рабочий стол на мобильном устройстве и при этом придать ему индивидуальность.

2 место: Reels (Instagram).

В августе в Instagram появилась новая функция под названием Reels, позволяющая пользователям записывать видео длиной в 15 секунд, накладывать на них музыку и добавлять разные визуальные эффекты (если такой формат кажется вам знакомым, то вам не кажется). В России по ряду причин формат Reels так и не появился, зато в Японии быстро прижился. Правда, оказалось, что японским старшеклассникам больше нравится посвящать ролики своими кумирами и делать короткие фанатские клипы, чем снимать собственные. Тем не менее некоторые пользовательницы отметили, что в отличие от того же TikTok и других приложений со схожим концептом видео Reels кажутся им более настоящими.

3 место: Dazzカメラ.

Приложение позволяет делать фотографии, имитирующие снимки на плёночный фотоаппарат. Популярность среди старшеклассниц оно завоевало благодаря особой атмосфере меланхоличности, которая получается за счёт эффектов приложения.

4 место: Zoom.

В первой половине года Zoom был лидером в категории, но сейчас его роль изменилась: приложение теперь гораздо меньше используется для приватных звонков и переписок, зато нашло применение в преподавании.

5 место: Tokyo Disney Resort アプリ.

Токийский Диснейленд (Tokyo Disney Resort) был вынужден сделать перерыв в работе, но 1 июля он уже был готов к новым гостям. Приложение Tokyo Disney Resort アプリ позволяет бронировать билеты, проверять время ожидания в очередях, а также содержит карту парка. Некоторые девушки говорили, что в день повторного открытия парка они не выходили из приложения по несколько часов, чтобы успеть забронировать билет и суметь попасть в Диснейленд, ещё не переполненный людьми. И им удалось!

Слово

1 место: きゅんです (кюн дэсу).

Фраза родилась благодаря певице Хирамэ. В июле она записала песню под названием 「ポケットからきゅんです!」(Покэтто кара кюн дэсу!), в которой неоднократно повторяются эти слова. Слово キュン (кюн) и до этого можно было встретить в значении «невероятно сильные переполняющие чувства». Фраза きゅんです (кюн дэсу) воспринимается как ещё более милый и эмоциональный вариант приблизительно с тем же значением.

Благодаря тому, что песня завирусилась в TikTok, неожиданно встретились два тренда, и фраза кюн дэсу отныне стала плотно ассоциироваться с сердечком из большого и указательного пальцев – жестом, который стал популярен примерно в 2016 году. Сочетание сердечка и фразы выражает радость и признательность, например, когда для вас что-то делают и вы испытываете сильную благодарность.

Песня Хирамэ, благодаря которой соцсети заполнились хештегом #きゅんです

2 место: 全集中の呼吸 (дзэн сю:тю: но кокю:)

Слово можно перевести как «концентрация дыхания» или «фокусировка дыхания». Это техника, которую использует в бою Камадо Тандзиро, главный герой, и другие персонажи уже неоднократно упомянутого аниме Kimetsu no Yaiba. Многие девушки отмечают, что они нередко говорят это слово самим себе, чтобы подбодрить себя и воодушевить сделать что-то – например, перед тестом или спортивной игрой.

3 место: ぴえんヶ丘どすこい之助 (пиэн га ока досукой носукэ).

Слово ぴえん (пиэн) само по себе означает эмодзи, который вот-вот готов расплакаться, и пиэн можно трактовать как лёгкую (а иногда и не очень) грусть и разочарование. Более длинный вариант появился благодаря японскому тиктокеру Кэнтёсу (けんちょす/kenchos) и стал означать наивысшую степень пиэна как эмоции. Школьницы используют его, когда сталкиваются с грустными и неприятными ситуациями, к примеру: «Получила плохую оценку за тест… пиэн га ока досукой носукэ».

4 место: 量産型ヲタク (рё:сан-гата отаку).

Такое прозвище, которое можно перевести как «отаку массового производства», получили девушки, чей стиль вертится вокруг трёх констант: розового цвета, лоферов на массивной подошве и макияжа 地雷メイク (дзирай мэйку). Отличительными чертами последнего являются бледный тон кожи, красноватые тени вокруг глаз и алые губы, что вместе создаёт ощущение болезненности. Несмотря на несколько пренебрежительное название, такой стиль поддерживают многие – иначе он не оказался бы аж на четвёртом месте.

5 место: ◯◯しか勝たん (сика катан).

Перед сика катан обычно ставят имя того, к кому испытывают сильные чувства и привязанность – это может быть кумир, лучший друг, любимый человек или персонаж, плотно занявший место в вашем сердечке. Целиком такая фраза означает, что [имя] – лучше всех, самый любимый и самый незаменимый. По смыслу фраза похожа на другое популярное японское слово – 最高 (сайко:).

Рейтинг трендовых слов, вещей и персон сам по себе не мог не стать горячей темой, и сейчас в соцсетях широко обсуждается, насколько он действительно отражает реалии японского интернета. Некоторые признаются, что впервые узнали о каких-то вещах из рейтинга и никогда не использовали их. А вы в течение года сталкивались с чем-то из того, что отборочная комиссия школьниц признала настоящими трендами? Пишите в комментариях, насколько ваши интересы совпали с интересами современных японских старшеклассниц. Кюн дэсу!

 

Источники: Prtimes.jpYahoo

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту