Почему в Японии до сих пор популярны CD-диски?

По всему миру 39% от общих музыкальных продаж представляют собой физические носители (CD и винил), в Японии же эта цифра вдвое выше. Именно поэтому Япония является вторым самым крупным музыкальным рынком, продавая музыкальных единиц/товаров (преимущественно на CD-дисках) более чем на 254 миллиарда иен (около 133 млрд. рублей) в год.

Показатели продаж физических носителей по всему миру

По подсчетам Японской ассоциации звукозаписывающей промышленности в стране насчитывается около 6000 музыкальных магазинов. Если сравнить с Соединенными Штатами, которые владеют самым большим музыкальным рынком, то у них 1900 музыкальных магазинов. В свою очередь в Германии находится всего 700 музыкальных магазинов, она же является обладательницей третьего самого развитого музыкального рынка.

Такое нетипичное японское потребительское поведение является показательным примером Галапагосского синдрома: это коммерческий термин взявший свое название из теории Дарвина. Он объясняет, как география, история и культура страны могут повлиять на тягу ее жителей ко всеми забытым технологиям.

Дарвиновские вьюрки

 

В 1835 г., Чарльз Дарвин посетил Эквадор и привез оттуда несколько чучел вьюрков. Рассматривая их, он вывел положение, которое стало краеугольным камнем его теории об эволюции. Вьюрки, обитая на острове, сумели приспособить свои клювы к тому типу добычи, который там главенствовал.

 

Как и дарвиновские вьюрки, некоторые отрасли промышленности в Японии развиваются безотносительно к тенденциям во всем мире с нужной им скоростью. Например, в Японии телефоны с камерами, Email и 3G появились раньше чем в остальных странах мира. Но при этом раскладушки использовались до последнего, в то время как весь мир уже давно перешел на более умные смартфоны. Это также отразилось на связанных рынках, например на онлайн-шоппинге и веб-дизайне: мобильные сайты были рассчитаны на старые телефоны и были неудобны в использовании.

Также это повлияло и на музыкальный рынок Японии, где очень медленно развиваются цифровые продажи и онлайн-прослушивание и составляют всего 8% от общего числа, в то время как в США это уже 68%, даже несмотря на то, что широкополосный интернет доступен каждому японцу еще с 2000х годов. В Японии развился свой музыкальный рынок, и японцы уже долгое время сохраняют свой статус-кво.

Оставим все как есть

 

Популярность компакт-дисков не имеет ничего общего с их ценой. Один альбом на CD-диске стоит 2500 – 3000 иен (около 1300 – 1600 р.), что в два раза больше, чем в других странах.

Цены на CD-диски в пяти крупнейших музыкальных рынках

Цена на CD-диски в Японии фиксируется специальным законом. «Система управления ценой при перепродаже» была принята еще в 1953 г., и она устанавливает обязательную минимальную плату за авторский материал (музыкальный носитель, книга, журнал). И японские потребители уже как полвека исправно выплачивают эту цену. На это есть определенные причины, о которых мы поговорим позже.

 

Музыкальная индустрия предпочитает физические носители, так как их поток легче контролировать, так говорит Патрик Сен-Мишель – музыкальный журналист в Токио. А между тем, любовь японцев к физическим носителям породила еще одну особенность японского рынка: прокат CD-дисков.

 Музыка в аренду

 

На Западе феномен видео- и аудио-проката уже давно в прошлом, но в Японии прокат до сих пор популярен, особенно это касается проката DVD-дисков и книг, а также и музыки.

 

Конечно, наличие проката дисков означает прямой путь к развитию пиратства, ведь нет ничего проще чем взять CD напрокат и переписать на болванку. И после нескольких конфликтов с салонами проката, японская музыкальная индустрия нашла компромисс в начале 1980-х. Была введена ежегодная лицензионная плата с салонов проката, которая покрывала часть убытков из-за пиратства.

 

Конечно, в последние годы эта плата сократилась по причине падения популярности салонов видео- и аудио-проката. В 2014 музыкальная индустрия получила от салонов 2,9 миллиарда иен (около 1,8 млрд. руб.), что является только 1% прибыли всей отрасли. Но несмотря на это, по всей стране насчитывается около 2400 салонов проката.

Количество салонов проката в Японии 

Музыкальная индустрия не думает запрещать салоны проката, так как это стимулирует потребителей покупать понравившиеся им альбомы. А еще салоны проката часто работают вместе с магазинами, что служит увеличению роста продаж. В небольших городах можно увидеть рекламу релизов новых альбомов как в музыкальных магазинах, так и в салонах проката. По мнению аналитика музыкального рынка, Марка Маллигана, сегодняшние постоянные клиенты прокатных салонов в будущем станут пользователями стриминговых сервисов.

Больше попсы

 

Еще одной японской странностью является популярность CD-синглов, в то время как на западе синглы уже не котируются. Причем все синглы, преодолевшие порог в миллион проданных копий, выпущены айдол-группами.

Широкая популярность девчачьих и мальчиковых поп-групп, собирающих армии верных фанатов, дала шанс звукозаписывающим компаниям хорошо наживаться на лимитированных изданиях (дисках, выпущенных ограниченным тиражом). Бывает, что один и тот же альбом выпускается в пяти разных версиях с добавлением бонус-треков и ремиксов или записями с концертов.

 

Маллиган называет это особенностью японского мышления, предпочтение виртуальным носителям физических, такая тенденция наблюдается и в Германии. Немцы и японцы, например, предпочитают бумажные деньги кредитным картам. Именно в этих странах самые высокие показатели физических продаж.

 

Это привело к тому, что компакт-диски являются не просто музыкальными записями, а предметом бизнеса. Теперь покупка диска понимается как поддержка любимого айдола, способ стать ближе к нему, говорит музыкальный обозреватель Japan Times, Рональд Тейлор.

 

В связи с этим последние 15 лет звукозаписывающие лейблы активно сотрудничают с айдолами. В упаковки дисков вкладываются билеты на концерты или автограф-сессии (а иногда сами артисты расписываются на обложке), где фанаты могут вживую увидеть своего любимчика, а также периодически попадаются карточки для голосования на звание самого популярного мембера группы. Победителей таких голосований приглашают на развлекательные ТВ-шоу, что делает группу еще популярнее. Причем фанаты могут голосовать столько сколько захотят, один купленный сингл – один голос. Именно это и побуждает фанатов опустошать полки музыкальных магазинов.

Сокращаем разрыв

 

Популярность айдолов – это одна из самых главных причин широкого использования компакт-дисков и, следовательно, музыкальных магазинов. Но еще одной причиной является неизбежное старение населения Японии.

На данный момент самыми популярными айдолами являются: группа Arashi, которой уже 17 лет, и 47-летний артист Масахару Фукуяма. Их основная аудитория – это взрослые и, соответственно, работающие и платежеспособные люди. Они покупают диски тех исполнителей, на чьих песнях они выросли.

 

Эта тенденция присуща и других странам, отмечает Марк Маллиган, но в Японии процент пожилых и людей среднего возраста гораздо больше. Именно они формируют спрос на физические носители, в то время как подростки переходят на онлайн-прослушивание и скачивание музыки.

 

Хотя в последнее время японская музыкальная индустрия все-таки развивает цифровые продажи.

Цифровые продажи в Японии

Японское потребительское поведение все равно меняется. Наблюдается возрастающий интерес к онлайн-покупкам. В 2015 году японские интернет-магазины продали товаров на сумму около 5.5 трлн. руб., а в 2009 году на около 2 трлн. руб.

 

Как и дарвиновские вьюрки, японские потребители адаптируются к меняющимся условиям. Удобство цифровой музыки рано или поздно пересилит любовь к физическим носителям. Но, как показывает история этой страны, все может еще поменяться.

Источник: QUARTZ

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту