Оку Осаму создаёт настоящее волшебство: композиции потрясающей красоты, переливающиеся, словно сделаны из перламутра, цветные, как картинки в калейдоскопе. Но увидеть его творения невозможно, если только не вооружиться микроскопом. Рассказываем, как 52-летний Оку «приручил» незримую природу и стал одним из немногих художников-диатомистов.
Диатомовые водоросли
Диатомисты используют в качестве материала для своих композиций диатомовые водоросли – крошечные одноклеточные водоросли, заключённые в некое подобие панциря или раковины из диоксида кремния. По красоте эта оболочка напоминает драгоценные камни.
Диатомеи являются одними из самых маленьких организмов на Земле. Они обитают как в солёной, так и в пресной воде, и всего насчитывается около 100 000 их разновидностей. Считается, к тому же, что эти водоросли создают до четверти всего органического вещества планеты.
У диатомей может быть различная форма, будь то круг, треугольник, звёздочка, форма мяча для регби или что-нибудь ещё, а размер варьируется от 5 до 200 микрон. Микрон – это одна тысячная миллиметра, так что для человеческого взгляда диатомеи неуловимы, но в теории какая-нибудь композиция из ста диатомовых водорослей легко поместится внутри знака препинания в шрифте среднего размера. Если же взглянуть на эти водоросли под микроскопом, можно внимательно рассмотреть их причудливые формы и насладиться переливами цвета, которые в зависимости от того, как падает свет, будут разными, будто бы правда смотришь в калейдоскоп.
Первые композиции из диатомовых водорослей относятся к началу XIX века, но своего пика этот необычный вид искусства достиг только во второй половине того же века. То было время повышенного интереса к миру природы, время, когда искусство и наука были более тесно связаны. Одним из наиболее известных собирателей диатомей того времени является немецкий художник и производитель увеличительных линз Иоганн Дидрих Мёллер (Johann Diedrich Möller).
Начало пути Оку Осаму
Оку красота диатомовых водорослей увлекла примерно в 2001 году, когда он был аспирантом в Токийском океанографическом университете и занимался исследованием морской среды Токийского залива. В микроскоп он разглядывал различный планктон, но диатомеи таким образом тоже попали в поле его зрения.
«Я видел так много “панцирей”, которые казались изящными и аккуратными, словно скульптуры», – вспоминает он.
Он продолжил свои исследования диатомовых водорослей после окончания аспирантуры, а в 2007 году основал свою компанию. Оку готовит слайды с водорослями на продажу людям, заинтересованным в исследовательской или образовательной деятельности, и, кроме того, начал создавать из диатомей микроскопические картины.
Как это делается
Для того, чтобы собрать диатомовые водоросли, Оку очищает морскую и речную воду от грязи и прочих примесей, а затем чистит «панцири» водорослей при помощи химических веществ и чистой воды. Чтобы разложить диатомеи на предметных стёклах, он использует различные самодельные инструменты, а также иглы.
Составление композиций из водорослей очень сложная задача: некоторые из диатомей могут сломаться даже из-за попытки передвинуть их чем-то твёрдым, поэтому Оку берёт каждую отдельную водоросль ресницей или волоском от брови, прикреплённым к кончику механического карандаша. Творцу нельзя кашлять или чихать над своим произведением, чтобы избежать попадания на него пыли. По той же причине ему нельзя пользоваться кондиционером.
При всём этом за последние десять лет Оку создал около 600 работ. Создавать больше для него затруднительно, поскольку он занят своими исследовательскими проектами, а также лекциями в аспирантуре и не только.
В большинстве случаев Оку продаёт свои композиции за несколько десятков тысяч иен за штуку, хотя такая цена не окупает затрачиваемых усилий, ведь творцу нужно несколько часов просто для того, чтобы рассортировать водоросли по форме. Но Оку хочет, чтобы больше людей узнало об очаровании искусства диатомеями.
«Это нечто, что выходит за пределы моего воображения. Такое чувство, будто я создаю сокровища, и, если честно, хотел бы я их все оставить себе», – признаётся он.
Изначально творчество Оку публиковалось в ежемесячном научном журнале для школьников たくさんのふしぎ, но после получения положительных отзывов на свои работы Оку смог опубликовать отдельную книгу, в которой поделился не только фотографиями своих работ, но и опытом взаимодействия с микроскопическим миром.