Оплоту артхаусного кино в Токио исполнилось 50 лет

9 февраля одному из первых артхаусных кинотеатров в Японии, Iwanami Hall, исполнилось пятьдесят лет. За всё время работы было продемонстрировано около 250 картин производства 55 стран и территорий мира. В этой статье вы узнаете историю этого кинотеатра, а также о том, какие фильмы попадают на его экран.

Iwanami Hall находится в Тиёда, одном из специальных районов Токио. Он был открыт в 1968 году в качестве многоцелевого культурного объекта, в котором проходили концерты и ставились пьесы.

В 1974 году кинотеатр запустил движение по поиску малоизвестных шедевров японского и зарубежного кино, за что получил прозвище «Equipe de cinema» (в переводе с французского «команда кино»). В качестве первого предложения в рамках этой инициативы был показан индийский фильм «Мир Апу» («Apur Sansar») 1959 года, срежиссированный Сатьяджитом Раем.

Сцена из фильма «Мир Апу» («Apur Sansar») 1959 года

Этот фильм задал установку для Iwanami Hall стремиться показывать фильмы со всего мира. В кинотеатре неоднократно демонстрировали работы Сатьяджита Рая, известного польского режиссёра Анджея Вайда и великого сенегальского режиссера Усмана Сембена. Также крутили много грузинских фильмов: Грузия была гигантом в сфере кинематографа среди стран бывшего Советского Союза. А в 80-е годы показывали фильмы производства Китая, и многие из них завоевали любовь зрителей.

По данным на январь, за всё время работы кинотеатра было показано 245 фильмов производства 55 стран и территорий, исключая особые показы.

— Из-за глобализации и повсеместного использования интернета, методы производства и содержание фильмов всё больше унифицируются, – говорит Харада Такэхидэ, менеджер по связям с общественностью. – Через работы, которые запускаем на экран, мы надеемся показать, каким разным бывает кино.

В качестве первого фильма юбилейного сезона кинотеатр показывает картину «В цвету» (花咲くころ, хана саку коро). Режиссерами фильма являются Нана Эквтимишвили и Саймон Гросс.

С 17 марта последует показ фильма «Кентавр» (馬を放つ, ума-о ханацу). В срежиссированном Актаном Арым Кубатом фильме рассказывается о мужчине, живущем в киргизской деревне, который крадёт лошадей, а затем выпускает их на свободу.

Сцена из фильма «Кентавр» (馬を放つ, ума-о ханацу)

Также в Iwanami Hall показывают и документальные ленты, например, фильмы режиссёра Ханэда Сумико. По её словам, то, что кинотеатру понравился её фильм, очень сильно повлияло на её дальнейшую карьеру.

– Когда мой фильм «Ода горе Хаятинэ» (早池峰の賦, хаятинэ-но фу) готовили к показу в Iwanami Hall, знакомые не были уверены, пойдёт ли народ в кинотеатр на документальный фильм, – говорит Ханэда. – Однако когда прокат запустили, на фильм была целая очередь. С тех пор, я думаю, укрепилось мнение, что такие фильмы тоже интересны.

 

«Ода горе Хаятинэ» (早池峰の賦, хаятинэ-но фу)

Ханэда рассказала, что она посмотрела большую часть фильмов, которые демонстрировали в кинотеатре, что дало ей возможность подружиться со многими режиссёрами со всего мира, которые приезжали в Японию на показ своего фильма.

– Я не знаю, каким отныне будет мир кинематографа. Но я верю, что если в таком месте, как Iwanami Hall, продолжат ценить кино и помогать людям узнавать о нём, то откроется новый мир.

Кинокритик Тадао Сато заявил, что среди кинотеатров, показывающих достойное кино, только Iwanami Hall «продержался на протяжении пятидесяти лет, не предав своей великой цели демонстрировать только хорошие фильмы».

– Большим прорывом было также объявление кинотеатром программы ориентированности на режиссёра, чтобы показывать все фильмы, созданные людьми, творчество которых любят в Iwanami Hall.

Сато похвалил установку кинотеатра против «отоваривания» кино и верность принципу показа каждого фильма только ограниченный период времени, каким бы популярным он ни был.

Однако артхаусные кинотеатры вроде Iwanami Hall переживают трудные времена. В двухтысячных годах Iwanami Hall пришлось конкурировать с комплексами кинотеатров, в последние годы – со стриминговыми сервисами. Вдобавок всё больше людей смотрят кино на смартфонах или планшетах, подрывая raison d’etre (смысл существования) кинотеатров.

Директор Iwanami Hall, Иванами Рицуко (слева) и Харада Такэхидэ, менеджер по связям с общественностью, на пресс-конференции в январе 2018 года

– Нам нужно донести до молодёжи, что просмотр фильма вместе с другими зрителями в темноте кинозала может стать для них новым жизненным опытом, – на пресс-конференции в середине января заявила директор Iwanami Hall, Иванами Рицуко. Она приняла эту должность от покойной Такано Эцуко, которая была центральной фигурой в развитии движения «Equipe de cinema».

Харада Такэхидэ, менеджер по связям с общественностью, также сказал на конференции: «Нормально ли для нас просто идти вслед за временем? Мы искренне считаем, что должны продолжать свою деятельность».

Источник: The Japan News

Мария Никитина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту