9 февраля одному из первых артхаусных кинотеатров в Японии, Iwanami Hall, исполнилось пятьдесят лет. За всё время работы было продемонстрировано около 250 картин производства 55 стран и территорий мира. В этой статье вы узнаете историю этого кинотеатра, а также о том, какие фильмы попадают на его экран.
Iwanami Hall находится в Тиёда, одном из специальных районов Токио. Он был открыт в 1968 году в качестве многоцелевого культурного объекта, в котором проходили концерты и ставились пьесы.
В 1974 году кинотеатр запустил движение по поиску малоизвестных шедевров японского и зарубежного кино, за что получил прозвище «Equipe de cinema» (в переводе с французского «команда кино»). В качестве первого предложения в рамках этой инициативы был показан индийский фильм «Мир Апу» («Apur Sansar») 1959 года, срежиссированный Сатьяджитом Раем.
Этот фильм задал установку для Iwanami Hall стремиться показывать фильмы со всего мира. В кинотеатре неоднократно демонстрировали работы Сатьяджита Рая, известного польского режиссёра Анджея Вайда и великого сенегальского режиссера Усмана Сембена. Также крутили много грузинских фильмов: Грузия была гигантом в сфере кинематографа среди стран бывшего Советского Союза. А в 80-е годы показывали фильмы производства Китая, и многие из них завоевали любовь зрителей.
По данным на январь, за всё время работы кинотеатра было показано 245 фильмов производства 55 стран и территорий, исключая особые показы.
— Из-за глобализации и повсеместного использования интернета, методы производства и содержание фильмов всё больше унифицируются, – говорит Харада Такэхидэ, менеджер по связям с общественностью. – Через работы, которые запускаем на экран, мы надеемся показать, каким разным бывает кино.
В качестве первого фильма юбилейного сезона кинотеатр показывает картину «В цвету» (花咲くころ, хана саку коро). Режиссерами фильма являются Нана Эквтимишвили и Саймон Гросс.
С 17 марта последует показ фильма «Кентавр» (馬を放つ, ума-о ханацу). В срежиссированном Актаном Арым Кубатом фильме рассказывается о мужчине, живущем в киргизской деревне, который крадёт лошадей, а затем выпускает их на свободу.
Также в Iwanami Hall показывают и документальные ленты, например, фильмы режиссёра Ханэда Сумико. По её словам, то, что кинотеатру понравился её фильм, очень сильно повлияло на её дальнейшую карьеру.
– Когда мой фильм «Ода горе Хаятинэ» (早池峰の賦, хаятинэ-но фу) готовили к показу в Iwanami Hall, знакомые не были уверены, пойдёт ли народ в кинотеатр на документальный фильм, – говорит Ханэда. – Однако когда прокат запустили, на фильм была целая очередь. С тех пор, я думаю, укрепилось мнение, что такие фильмы тоже интересны.
Ханэда рассказала, что она посмотрела большую часть фильмов, которые демонстрировали в кинотеатре, что дало ей возможность подружиться со многими режиссёрами со всего мира, которые приезжали в Японию на показ своего фильма.
– Я не знаю, каким отныне будет мир кинематографа. Но я верю, что если в таком месте, как Iwanami Hall, продолжат ценить кино и помогать людям узнавать о нём, то откроется новый мир.
Кинокритик Тадао Сато заявил, что среди кинотеатров, показывающих достойное кино, только Iwanami Hall «продержался на протяжении пятидесяти лет, не предав своей великой цели демонстрировать только хорошие фильмы».
– Большим прорывом было также объявление кинотеатром программы ориентированности на режиссёра, чтобы показывать все фильмы, созданные людьми, творчество которых любят в Iwanami Hall.
Сато похвалил установку кинотеатра против «отоваривания» кино и верность принципу показа каждого фильма только ограниченный период времени, каким бы популярным он ни был.
Однако артхаусные кинотеатры вроде Iwanami Hall переживают трудные времена. В двухтысячных годах Iwanami Hall пришлось конкурировать с комплексами кинотеатров, в последние годы – со стриминговыми сервисами. Вдобавок всё больше людей смотрят кино на смартфонах или планшетах, подрывая raison d’etre (смысл существования) кинотеатров.
– Нам нужно донести до молодёжи, что просмотр фильма вместе с другими зрителями в темноте кинозала может стать для них новым жизненным опытом, – на пресс-конференции в середине января заявила директор Iwanami Hall, Иванами Рицуко. Она приняла эту должность от покойной Такано Эцуко, которая была центральной фигурой в развитии движения «Equipe de cinema».
Харада Такэхидэ, менеджер по связям с общественностью, также сказал на конференции: «Нормально ли для нас просто идти вслед за временем? Мы искренне считаем, что должны продолжать свою деятельность».
Источник: The Japan News