Гача: бесплатные (или не совсем) игры

ガチャゲーム гатя гэ:му – это целый жанр видеоигр японского происхождения, зародившийся в начале 90-х годов. Он является основой для огромного количества японских мобильных игр. Сами игры могут быть абсолютно разными, но их объединяет тот факт, что игрок тратит внутриигровую валюту для покупки того или иного предмета в игре. Система гача заключается в том, что игрок «крутит» ガシャポン гасяпон или ガチャポン гатяпон, проще говоря, рулетку, с помощью которой он может получить себе персонажа, предмет, аватар и так далее. Бывает так, что есть обычная рулетка, где вы используете внутриигровую валюту и получаете обычные предметы, и платная рулетка, где вы вкладываете реальные деньги, но и получаете предметы гораздо лучше. Также в играх все рулетки могут быть бесплатными, однако и шанс выпадения хороших предметов тут ниже. Тогда уже игрок вынужден тратить деньги на покупку внутриигровой валюты, чтобы повысить шансы выигрыша.

 

Создание гача-игр

Система гача-игр появилась достаточно давно. Ещё в начале XX века в Америке были придуманы так называемые gumball machine. Устройство было очень простым в использовании: нужно было закинуть монетку в автомат, прокрутить рычаг, а потом забрать из специального отсека свою жвачку. Автомат gumball machine добрался до Японии. Предприимчивые люди взяли американскую идею и усовершенствовали её, создав гасяпон. В пластиковые шарики клали всё, что угодно: сладости, карточки, брелоки, украшения, фигурки и многое другое. Шарики распределялись в определённой пропорции, чтобы редких вещей было значительно меньше, чем обычных. Это давало людям стимул тратить деньги, чтобы получить желаемое.

Эта схема оказалась по-настоящему рабочей: люди тратят бешеное количество денег на гасяпоны и по сей день. Японские компании не теряли времени и интегрировали систему гасяпонов в видеоигры, появились игры с элементами гача. Так первой игрой с такой механикой стала Monster Rancher 1997 года. Игра была выпущена компанией Temco для Playstation. Игроку нужно было разводить и тренировать различных монстров. Самих существ можно было купить за внутриигровую валюту, а ассортимент в магазине генерировался случайным образом.

 

Далее Flagship в 2001 году выпустила игры The Legend of Zelda: Oracle of Seasons и The Legend of Zelda: Oracle of Ages, в которых были элементы гача: в играх есть деревья с орехами, каждый орех содержит в себе предмет той или иной редкости. Однако гача пока нельзя было назвать отдельным жанром.

Революционером своего времени стала компания Konami, чья игра смогла создать целый жанр. Игра Dragon Collection была выпущена в 2010 году для японской социальной сети GREE. Игрок постепенно собирает персонажей, проходит квесты и открывает сундуки, в которых попадаются те или иные артефакты. Если игрок захочет больше сундуков, то будет вынужден заплатить. Таким образом Konami удалось создать игру, которую можно бесплатно скачать и играть, а платить уже только за дополнительные бонусы. Тогда это была настоящая революция. Средства массовой информации поспешили дать этому явлению название, поскольку игра стала очень популярной. Остановились на «гатя» – сокращённо от «гатяпон». После такого успеха начало появляться всё больше гача-игр, и не только в Японии, но и в Китае и Корее.

 

Типы гача-игр

 

Какие же игры считаются гача? На самом деле определённого ответа на этот вопрос нет. То есть это могут быть как ритм-игры (BanG Dream! Girls Band Party), так и RPG (Fate/Grand Order). Тем не менее, гача-игры разделяются по типам:

 

1. コンプガチャ компу гатя «полная гача» – тип, который был самым популярным на мобильном рынке. Здесь от игрока требовалось собирать обычные предметы и преобразовывать их в редкие. В 2012 году такой тип был полностью запрещён из-за причастности к незаконной монетизации.

 

2. После запрета «полной гача» большую популярность приобрёл тип Box Gacha. Здесь действует такая схема: по мере опустошения коробки шанс, что игроку выпадет редкий предмет, становится выше.

 

3. Redraw Gacha, которую по-русски можно назвать «гача с повторным шансом». Здесь игроку позволено покрутить рулетку ещё раз, если он недоволен результатом. Некоторые игры предлагают такую возможность бесплатно, что удерживает пользователей в игре дольше.

 

4. Trade Gacha. Этот тип подразумевает, что игрок может обменять ненужные предметы на более полезные для него.

 

5. Consecutive Gacha, досл. «последовательная гача». Здесь шанс выпадения предметов будет выше, если игрок прокрутит рулетку несколько раз подряд, то есть сразу выпадет не один предмет, а несколько.

 

6. Step-up Gacha. С каждой прокруткой у игрока будет увеличиваться вероятность выпадения редкого предмета. В отличие от Box Gacha количество предметов не уменьшается. Step-up Gacha скорее даёт гарантию, что, например, после каждой десятой «крутки» игроку выпадет редкий предмет.

 

7,8. Open versus closed Gacha. Хоть они и считаются отдельными типами, по факту, в «открытой» гача вы знаете вероятность выпадения редкого предмета. В закрытой же такая информация скрыта от игрока.

 

9.  Discounted Gacha. Разработчики создают ивенты в честь какого-либо события, а игрок может крутить рулетку по сниженной цене.

 

Причина популярности

Вообще всё достаточно просто объясняется: гача-игры представляют собой игру-сюрприз. Волнение и азарт, которые испытывает человек во время «круток», можно сравнить с казино. Игрок, стремясь получить выигрыш, тратит всё больше и больше денег. Казалось бы, человек тратит деньги на несуществующие вещи, то есть на предметы, персонажей. Однако здесь важна не материальная составляющая, а эмоции, которые испытывает человек во время игры.

Процесс «круток». Игра Love Live! School Idol Festival

Несмотря на то, что многие игроки осуждают гача-игры, они остаются в топе. Например, нашумевшая игра от китайской компании Hoyoverse Genshin Impact, которая стала лучшей мобильной игрой по версии The Game Awards 2021.

Так придуманный в Японии механизм зарабатывания денег возымел невероятный успех, распространился по миру и был подхвачен иностранными компаниями.

 

 

Источники:

Gachapon: The Culture & History of Japanese Capsule Toys

THE HISTORY OF GACHA GAMES PART 1: DRAGON COLLECTION.

What Are Gacha Games And How Are They So Popular?

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту