Сякухати: звуки традиционной Японии из бамбуковой флейты

История инструмента

Сякухати – довольно древний музыкальный инструмент. Считается, что его предок зародился несколько тысяч лет назад в Центральной Азии, а затем вместе с буддизмом проделал долгий путь из Индии в Китай и потом в Японию. Но существует также очень популярная теория, что сякухати изобрёл Люй Цай, известный музыкант Империи Тан (618–907 гг.), а затем инструмент был привезён в Японию в конце VII века. Так или иначе, временем появления бамбуковой флейты в Японии считается период Нара (710–794 гг).

Название инструмента произошло от его стандартной длины – она составляет 1 сяку 8 сун по японской системе измерения (54.5 сантиметров). 尺 сяку – собственно, единица длины в этой системе, а 八 хати – число «восемь».

Древние сякухати размеров 1 сяку 4 сун и 1 сяку 3 сун

Можно сказать, что именно в Японии сякухати ждала новая жизнь. В Китае использование флейты постепенно сходило на нет, когда в Японии, наоборот, её популярность возрастала настолько, что сякухати стала традиционно японским музыкальным инструментом. Изначально сякухати отнесли к инструментам гагаку – жанру классической придворной музыки, зародившемуся как раз в период Нара. Однако к периоду Хэйан (794–1185 гг.) её исключили из гагаку, и музыка флейты замолчала на несколько веков.

Второе дыхание сякухати придали «монахи пустоты» – комусо. Они странствовали по Японии с плетёными корзинами на голове, проповедуя смиренный образ жизни. Монахи комусо стали использовать сякухати в качестве духовной практики, для дзэнской медитации. Эти странные, загадочные монахи даже получили исключительное право игры на сякухати – она стала священным инструментом, на котором не могли играть обычные люди. Как так получилось, и почему именно монахи?

В дзэнской секте Фукэ (членами которой и стали монахи комусо) появилась легенда, согласно которой в Китае во времена династии Тан странствовал монах Пухуа (в японских источниках называемый Фукэ) и звонил в колокольчик, призывая людей к просветлению. Один из его учеников под влиянием проповеди решил, что звук ломающегося бамбука похож на звук этого «священного» колокольчика, и сделал себе бамбуковую флейту сякухати. А затем объявил, что звук флейты теперь означает звук колокольчика Пухуа. Именно так, согласно этой легенде, появилась и сякухати в целом, и первая музыкальная пьеса для неё. И именно поэтому монахи комусо сделали сякухати своим музыкальным инструментом.

Монахи комусо

Сякухати настолько прочно укрепилась за образом комусо, что правительство страны в XVIII веке помимо ряда особых привилегий наделило их монопольным правом на использование и ношение сякухати. Многие из монахов комусо изначально были самураями, которые хотели оставить мирскую суету и приступить к духовным практикам. Они приходили в храм и меняли свой меч на флейту. Но из-за старых привычек они использовали сякухати в качестве оружия на дуэлях, поэтому инструмент стали изготавливать из более толстого и крепкого ствола бамбука.

К периоду Мэйдзи (1868–1912 гг.) секту Фукэ ликвидировали. Новому правительству не нравилась прочная связь секты с сёгунатом и всевозможные привилегии её членов, особенно возможность свободного перемещения по стране. Однако это не дало сякухати так же уйти в небытие, а наоборот – только ускорило её распространение в народе. В период Эдо (1603–1868 гг.) среди простого населения всё равно находились те, кто, несмотря на запрет, играл на бамбуковой флейте, но после роспуска Фукэ больше ничто не мешало всем желающим научиться игре на сякухати. Бывшие монахи комусо переквалифицировались в музыкантов-мастеров игры на сякухати, а для сохранения традиции сякухати создали первые музыкальные школы. При этом игра на флейте как духовная практика всё равно сохранилась у религиозных людей.

Исполнение одной из оригинальных пьес комусо

Основные школы сякухати

Исполнители на сякухати стали присоединяться к музыкальным ансамблям санкёку. В музыку санкёку входили инструменты котосямисэн и кокю, но последний сякухати вытеснила из «трио». Постепенно появилось несколько десятков музыкальных школ сякухати, основными из которых японцы считают кинко-рю и тодзан-рю.

Сравнение звучания двух основных стилей. Слева – кинко-рю, справа – тодзан-рю

Кинко-рю считается старейшей школой сякухати. Её основал Куросава Кинко, бывший самурай из клана Курода и член секты Фукэ, живший в XVIII веке. В результате исследовании храмов, в которых монахи комусо хранили музыкальные произведения, Куросава собрал 36 хонкёку — 36 оригинальных сольных пьес монахов комусо, — переработал и систематизировал их. Следующий глава школы подготовил музыкальные партитуры и основал ансамбли, которые на концертах играли на сякухати, а также на кото и сямисэне в качестве аккомпанемента. Позже школа стала выдавать лицензии профессиональным музыкантам. В кинко-рю изначально учились аристократы и бывшие самураи.

Для произведений школы кинко-рю характерен плавающий ритм. В течение одного выдоха звук изменяется, становится то мощным, то плавным. Такая техника напоминает дыхание во время дзэнских медитаций. Кроме того, из-за в нотной записи хонкёку тактовый размер и длительность нот записываются на катакане (шкала кинко-рю состоит из пяти нот: ро, цу, рэ, ти и ри).

Вторую основную школу сякухати, тодзан-рю, основал монах комусо Накао Тодзан в 1896 году. На тот момент юному, но очень талантливому музыканту было всего 19 лет. Накао сделал акцент на пьесы более ритмичные и даже ритм хонкёку с плавающими нотами сделал более чётким. Кроме того, нотная запись упростилась по сравнению с кинко-рю.

Накао Тодзан

Накао также написал серию хонкёку, которая положила начало новой области ансамблевых хонкёку, отличающихся от классических произведений для сякухати, которые в основном были сольными. Сякухати в тодзан-рю подходит для ансамблевой игры как с традиционными японскими, так и западными музыкальными инструментами.

На сегодняшний день тодзан-рю считается крупнейшей и самой распространённой школой сякухати благодаря своей универсальности, лёгкому исполнению в ансамблях и веяниям западного стиля музыки. В отличие от традиционно аристократической кинко-рю, тодзан-рю всегда была открыта для учеников из разных социальных слоёв.

Слева направо: Накао Тодзан играет на сякухати, Мияги Митио на сямисэне и Мияги Киёко на кото

Другие школы сякухати так или иначе близки к этим двумя основным школам. Многие из них появились в результате расколов в кинко-рю и тодзан-рю. Исключением является мёан-рю, которая не практикует светское исполнение и продолжает храмовые традиции.

Устройство сякухати

Сякухати изготавливается из разновидности бамбука под названием мадакэ. Основной материал для сякухати проходит долгий процесс: сначала срезают жёсткий ствол бамбука, созревающего в течение четырёх-пяти лет, затем обжаривают его на огне для удаления масла, сушат на солнце и оставляют ещё на несколько лет. Сякухати, помимо стандартного размера 1 сяку 8 сун, могут быть совершенно разной длины, от самого большого размера 3.75 сяку (113.6 см) и самого маленького 1.1 сяку (33.3 см). Чем короче флейта, тем сложнее брать высокие ноты, а увеличение инструмента на одну сун уменьшает высоту звука на полтона.

Ствол бамбука вида мадакэ

Внутренний канал флейты часто бывает неровным, и если оставить его необработанным, то звук может получиться странным. Поэтому внутри сякухати часто покрывают лаком, гипсом или синтетической краской.

Стандартные сякухати имеют пять отверстий для зажимания: четыре сверху и одно снизу. Иногда у флейты встречается шесть или семь отверстий, ещё реже – девять. Клин для направления потока воздуха обычно изготавливают из слоновой кости или рога буйвола, а его форма различается в зависимости от школы: угловатая форма у кинко-рю и закруглённая у тодзан-рю.

Слева клин сякухати школы кинко-рю, справа – тодзан-рю

Для удобства переноски сякухати можно спокойно разделить на две части по центру. Конечно, существуют и неделимые флейты, состоящие из одной части и имеющие крайне неровный внутренний канал. Но этот вид сякухати крайне трудно настроить по высоте тона, поэтому в настоящее время он используется нечасто.

И хотя конструкция сякухати похожа на простую флейту, это достаточно сложный для освоения инструмент. Даже на то, чтобы просто извлечь из неё звук, могут уйти месяцы. Из-за особенностей устройства сложно определить какой-то механизм игры. Поэтому, возможно, сякухати была инструментом для тренировки духа и дыхания монахов.

Сякухати сегодня

После Второй мировой войны на сякухати стали исполнять в основном современную академическую музыку. Не только японские, но и европейские и американские музыканты стали осваивать инструмент и писать сольные пьесы. Со временем сякухати пришла даже в японский джаз и поп-музыку. Сегодня сякухати звучит в саундтреках аниме и фильмов, в разнообразных музыкальных жанрах.

Акустическое исполнение группы Wagakki Band, известной своим сочетанием традиционных японских и западных музыкальных инструментов

Тысячелетняя история этого поистине уникального и завораживающего инструмента не только не канула в Лету, но ещё и сделала сякухати одним из самых узнаваемых национальных инструментов Японии. Новации и эксперименты с сякухати расширили звуковые возможности флейты и помогли инструменту стать известным на весь мир. Сякухати продолжает развиваться, сохраняя при этом древний японский тон.

Источники: 和楽器ひろばワゴコロ都山流尺八楽会新都山流Mejiro-Japan

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту