В середине мая 2017 года аниме-студия Гибли во главе с Хаяо Миядзаки объявила о наборе новых сотрудников для работы над очередным мультфильмом. Как сказал сам Миядзаки: «Учитывая мой возраст, это будет действительно последняя работа». Однако информация об этой вакансии появилась и на зарубежных сайтах, где люди стали возмущаться: «А не маловата ли зарплата?».
На этот раз на ограниченное число свободных мест ищут художников-мультипликаторов и специалистов по фону. Из требований: возраст старше 18 лет, пол и национальность не важны, опыт тоже не обязателен (но приветствуется). Отбирать будут после 6-месячного испытательного срока. Контракт заключается на 3 года с октября, зарплата – 200 тысяч иен в месяц (по сегодняшнему курсу – около 100 тысяч рублей), также дважды в год выплачиваются премиальные. Условия работы: с 10 до 7 вечера, включая час перерыва (возможны переработки); выходные – два раза в неделю. На Фейсбуке, где выложили информацию о данной вакансии с переводом на английский, можно найти комментарии вроде «450 долларов в неделю? Это сложно» и «Возможность просто невероятная, но если нет собственных сбережений, то будет сложно».
Суровая реальность японских аниматоров
Длинный рабочий день, нестабильные условия найма, недостаточно высокая заработная плата – вот то, с чем сталкиваются молодые аниматоры по всей Японии. Далее – немного интересной статистики. Согласно исследованию, проведённому Фондом по поддержке молодых аниматоров AEYAC, результаты которого были опубликованы 25 февраля 2017 г., более 90% респондентов не являются постоянными сотрудниками, более 50% получают зарплату ниже 100 тысяч иен в месяц (около 50 т.р.), а для более чем 80% таковой была зарплата в первое время. В результате исследования было опрошено 153 человека: 44 мужчины (28,8%), 107 женщин (69,9%) и 2 человека, не указавших свой пол (1,3%). Более половины из них (52,25%) закончили колледжи по специальности, а ещё 36% – высшие учебные заведения.
Почти 70% работают поодиночке, при этом будучи привязанными к какой-либо студии. Можно назвать их некими фрилансерами, которым студия может предложить какой-либо заказ за определённую сумму. Как правило, с другими студиями им сотрудничать запрещено. 19% связаны договором и только около 8% являются постоянными работниками. Почти у половины из них зарплата зависит от количества работы, которую они выполнили (完全出来高, кандзэндэкидака). Что же касается времени работы, то Студия Гибли предлагает ещё неплохие условия; в среднем же люди работают от 10 до 13 часов в сутки. Как подсчитал Фонд, который проводил исследование, почти 90% аниматоров отрабатывают за месяц свыше 200 часов.
А вот дальше вы удивитесь. Из 154 человек, которые приняли участие в опросе, почти 85% получили за первый месяц работы меньше 100 тысяч иен, и почти 30% – даже меньше 30 тысяч иен (15 тысяч рублей). Зарплата сейчас составляет (по нынешнему курсу сумму можно просто поделить пополам и получить примерный эквивалент в рублях):
Меньше 20 тысяч иен – 9 человек
От 20 до 40 тысяч иен – 10 человек
40-60 тысяч иен – 27 человек
60-80 тысяч иен – 19 человек
80-100 тысяч иен – 17 человек
100-120 тысяч иен – 24 человека
120-140 тысяч иен – 11 человек
И т.д.
Касательно условий проживания, статистика печальная – только 6 человек (4%) живут с мужем/женой или парнем/девушкой, 55 человек живут дома с родителями (36%) и 74 – в одиночестве (49%). 37 людям родители помогают материально (в среднем в месяц высылается около 50 тысяч иен).
Мнение самих молодых людей о своём положении
Кроме таких статистических данных Фондом также была подготовлена анкета, чтобы услышать реальное мнение молодёжи. Были заданы 5 вопросов. Они довольно просты, но благодаря им становятся понятнее условия, в которых приходится работать начинающим специалистам:
1. Как вы считаете, что стоило сделать перед устройством на работу?
· «Стоило накопить денег и не так активно возвращать стипендию*» (девушка, 21 год, опыт – 3 года) *в Японии в университете можно подать заявление на стипендию, которую, однако, нужно будет вернуть после окончания
· «Стоило изучить Закон о трудовых стандартах (労働基準法 ро:до: кидзюнхо:)» (парень, 24 года, опыт – 2 года)
· «Стоило где-нибудь подрабатывать, чтобы понять, что без общения с другими людьми работа не двигается, и то, насколько важны связи». (девушка, 22 года, опыт – 2 года)
· «Взять с родителей обещание высылать мне деньги в течение 2 лет» (девушка, 22 года, опыт – 3 года)
2. Расскажите о приятных и тяжелых моментах в работе.
· «В целом на работе нравится, но если работаешь, пропуская сон, становится всё сложнее. Грустно, что сейчас такая обстановка, когда много молодых людей бросают эту профессию из-за проблем с деньгами, отсутствия времени и технических средств» (девушка, 25 лет, опыт – 3 года)
· «Очень здорово, когда по телевизору показывают картинку, которую ты сам нарисовал. Я счастлив, что могу воссоздать своими руками то, что увидел в реальности. Хотя тяжело осознавать, что некоторые товарищи не могут заработать денег на какие-то самые простые нужды» (парень, 24 года, опыт – 1 год)
· «Всегда очень радуюсь, если в субтитрах к аниме вижу своё имя. Хотя сильно выматывает, когда работаешь по 14 часов в день, а получаешь за это всего 60 тысяч иен в месяц» (девушка, 21 год, опыт – 2 года)
· «Когда родители не могли высылать деньги, приходилось работать по ночам в клубах; времени на сон не было, условия для работы плохие – и для родителей, и для меня был сплошной стресс; когда получала деньги, они всё говорили – «не стыдно тебе тратить деньги родителей-стариков?». В такие моменты было очень тяжело» (девушка, 22 года, опыт – 3 года)
3. «Какой поддержки для молодых аниматоров вы бы хотели?»
· «Чтобы затраченные силы окупались» (девушка, 21 год, опыт – 2 года)
· «Так как я думаю, что поднять оплату труда слишком трудно, то было бы здорово, если бы хотя бы сократили число аниме и увеличили время работы над ними. Благодаря этому и качество бы улучшилось, и зарплата поднялась» (парень, 24 года, опыт – 2 года)
· «Оплачиваемые выходные и праздники, а работа после полуночи – по ночной ставке» (девушка, 22 года, опыт – 3 года)
· «Медицинская страховка, медицинские обследования, денежная оплата переработок – было бы спокойнее, если бы нам предоставили всё это» (пол не указан, 25 лет, опыт – 2 года)
· «Создание какого-нибудь профсоюза молодых аниматоров, ведь необходимо защищать наши права, когда студия переходит какие-либо границы» (парень, 24 года, опыт – 2 года)
5. Хотите ли вы добавить что-то от себя?
· «Конечно, первым делом хочется, чтобы что-то сделали с зарплатами молодых аниматоров и аниматоров без опыта. Даже если бы обеспечили пенсию и оплачивали бы расходы на мобильную связь, уже было бы неплохо. Я даже не могу откладывать деньги, так что очень переживаю за будущее» (девушка, 23 года, опыт – 1 год)
· «Хочется, чтобы в наше неспокойное время люди знали о нас – тех, кто стоит по другую сторону красивой картинки – и о профессионалах, и о новичках» (девушка, 20 лет, опыт – 1 год)
· «Я буду рада, если благодаря этой анкетке что-то изменится в лучшую сторону. Хотелось бы спокойно жить, чётко понимая, что значит «мультипликатор-фрилансер» и насколько праведливы контракты, заключаемые со студиями» (девушка, 25 лет, опыт – 3 года)
· «Если вы хотите посредством аниме показывать «крутую Японию» – так окажите нам хоть какую-то поддержку. Если так и будет продолжаться, все сбегут за границу. Если повысится зарплата, увеличится число людей, да и качество улучшится. Сейчас наши зарплаты слишком маленькие» (парень, 22 года, опыт – 3 года)
Заключение
Многие люди начинают своё знакомство с Японией именно с мультфильмов аниме; не все задумываются над тем, как они создаются, но некоторые всё-таки пробуют нарисовать любимых персонажей. Работа таким художником – огромный труд; помимо того, что молодых людей может не одобрить их родная семья, им приходится каждый день совершенствовать свои навыки. А что на выходе, когда за плечами, при хорошем раскладе, уже есть какое-либо профильное учебное заведение? Как мы видим, попадание в команду таких же аниматоров, как и ты, не гарантирует светлое будущее. Но ведь они создают такие светлые картины, иногда грустные, серьёзные и не очень, заставляющие пережить бурю эмоций; создают то, что потом вдохновляет детей и подростков и заставляет задуматься и восхититься взрослых. Так почему бы не отблагодарить их должным образом?