Фукуда Масаё (известная как Кирикэн) уже более тридцати лет занимается кири-э — традиционным японским искусством вырезания из бумаги. Её творения завоевали большую популярность благодаря собственной концепции «одна бумага, один цвет», предполагающей использование только одного листа белого цвета для каждой отдельной работы, а также невероятной проработки деталей.
Начало творчества
Кирикэн родилась в творческой семье и с самого детства была окружена искусством. Будучи ребёнком, она предпочитала бумагу и карандаши обычным детским игрушкам. Ещё одно воспоминание из детства Кирикэн связано с её отцом, который делал традиционные игрушки кэндама из шляпок желудей. Эти игрушки впоследствии нашли отражение в её псевдониме: «кири» — от кири-э, «кэн» — от кэндама. Её старшая сестра также любила рисовать, так что Кирикэн чувствует закономерность в том, что в итоге стала человеком искусства.
В подростковые годы Кирикэн продолжала заниматься рисованием, а в восемнадцать лет она познакомилась с кири-э, и оно сразу же стало предметом её интереса. Годами она оттачивала свои навыки, параллельно работая мастером по ремонту часов. Кирикэн говорит, что именно её увлечение вырезанием из бумаги помогло ей найти работу. Её хобби также сыграло роль и в личной жизни: когда она повстречалась со своим будущим мужем, который также вырос в творческой семье, она уже занималась кири-э, и он поддерживал её рвение.
Поддержка окружающих позволила ей продолжить заниматься своим ремеслом всерьёз. Однако в жизни Кирикэн, как и в жизни любого другого человека, были и трагические события, такие как внезапная смерть мужа в 2019 году. «Я думаю, он знал, что скоро уйдёт. Он сделал множество вещей перед своей смертью, например, он организовал для меня студию и даже нашёл агента, которому я могу доверять, — продолжает она. — Я не люблю и не умею писать людям, и он помог мне. Именно благодаря ему я могу продолжать заниматься кири-э сегодня».
Вдыхая в бумагу жизнь
Кирикэн невероятно усердна: каждый день занимается своим хобби на протяжении нескольких часов перед свой основной работой. Сначала она обдумывает идею, создаёт набросок, добавляя множество замысловатых деталей, и в конце концов приступает к вырезанию. Детализированность её творений просто захватывает дух; животные, нарисованные ей, становятся каким-то образом ещё более выразительными, когда она вырезает их с помощью специального ножа, делая тонкие детали ещё более невесомыми и превращая карандашные рисунки в нежнейшее кружево.
На первый взгляд её работы из бумаги похожи на простые одноцветные рисунки. Учитывая их невероятную проработанность, сложно поверить, что это может быть чем-то другим. Кирикэн предполагает, что именно поэтому её фотографии, на которых она клала свои работы на ладонь, чтобы продемонстрировать их воздушность (что никак не получилось бы сделать, если бы она просто поместила их в рамку), привлекли внимание множества людей. Увидев её работы в окружении других объектов, люди смогли понять всю обескураживающую концепцию: кто-то способен не просто нарисовать красивый рисунок, но и вырезать его таким удивительным образом, чтобы он стал только лучше.
Художник по бумаге
Когда Кирикэн спросили, считает ли она, что занимается искусством, она поделилась своим разочарованием. «Когда мастер кири-э пытается изобразить что-то реалистичное, это заканчивается тем, что его работу называют ремеслом, — говорит она. — Честно говоря, я не понимаю, почему так происходит. Вырезая из бумаги, я всё делая полностью с нуля: сначала я зарисовываю свою идею, а затем берусь за нож».
Кирикэн продолжает: «Когда я была молодой, я часами изучала энциклопедии, искала странных существ. Я использую это в своих работах, делая акцент на глазах и мордах, чтобы оживить их. Если бы я использовала другую технику — например, была бы художником, — уверена, люди не считали бы меня творцом вовсе».
Учитывая такой ход её мыслей и принимая во внимание то, что она связана ограничениями своей концепции «одна бумага, один цвет», можно понять, почему она устала от того, что её работы ассоциируют с ремесленничеством, а не с искусством.
Кири-э доступно всем
Кирикэн, возможно, самый известный человек в мире, который занимается кири-э, но когда ей говорят об этом, она скромничает. Женщина говорит, что каждый может начать этим заниматься, и настаивает на том, что кири-э — это совсем не сложно, поскольку в этом деле существует много разных возможностей. Она является первопроходцем в области создания трёхмерного эффекта, который можно достичь в работах этого вида искусства, и утверждает, что это не так сложно, как может показаться.
Кроме того, она делится секретным инструментом, который, как она думает, может помочь большему количеству людей взяться за бумагу и нож, и этот инструмент — клей. «У меня всегда под рукой тюбик клея, чтобы исправить ошибки, которые возникают, когда я начинаю вырезть; если я случайно прорезаю не там, где нужно, я просто склеиваю всё обратно. Вы этого не видите, но в моих работах так много клея, — хихикая, говорит Кирикэн. — Без клея у меня ничего бы не вышло».
Хотя кажется довольно сомнительным, что абсолютно каждый может достичь такого же уровня, как Кирикэн, возможно, имеет смысл хотя бы попробовать.
Источник: Paper Artist Kiriken Masayo Is A Cut Above the Rest











