Гравюр-модели– японские артистки, которые участвуют в фотосессиях, зачастую в подростковом возрасте, одетые в бикини, нижнем белье или косплее. Эти фотографии предназначены, в большинстве своём, для мужской аудитории и демонстрируют чистую и невинную сторону модели. Многим девушками пришлось пройти через эту ступень, чтобы в дальнейшем стать известными певицами, актрисами и айдолами.
Возраст гравюр-моделей может достигать 30 лет, однако таких примеров очень мало, и эти модели выглядят сильно моложе своего возраста. Индустрию критикуют за то, что в журналах публикуют фотографии моделей, чей возраст не достигает 18 лет. Поклонников индустрии привлекает именно это сочетание «лица ребёнка и тела взрослой женщины». Фотографии девушек публикуются в специальных журналах, книгах, и даже есть DVD с видеоматериалами. На обложках и разворотах этих изданий красуются молодые девушки в бикини, нижнем белье или школьной форме в достаточно откровенных позах. И если когда-то гравюр-моделинг был отдельной индустрией, то сейчас съёмки подобного жанра могут быть обязательны в карьере молодого айдола.
Одной из самых известных гравюр-моделей всех времён считается Лия Дизон – американка с французскими, китайскими и филиппинскими корнями. В 2005 году в возрасте 19 лет она работала рекламной моделью на автомобильных выставках в Лос-Анджелесе, и позже её фото были опубликованы в интернете. Очень быстро девушка стала популярной, и за 2005 год в Google было зарегистрировано более 2 миллионов запросов её фотографий, причём преимущественно от жителей Китая и Японии.
В 2006 году Лия перебралась в Японию и начала строить свою звёздную карьеру. В том же году она выпустила фотобук Petite Amie, который был третьим самым популярный фотобуком Японии за 2006–2007 годы. Уже в 2007 году Лия дебютировала в качестве певицы. После у Лии карьера пошла в гору, но ненадолго: выпустила пару синглов, девушка начала встречаться со своим стилистом, вышла за него замуж и родила ребёнка. После Лия возвращалась в медийное поле и периодически снималась в рекламах. На данный момент она оставила эту работу и занялась социологией.
Лия была одной из первых гравюр-моделей, которые смогли пойти дальше, чем съёмки в нижнем белье. Сейчас таких примеров намного больше. В особенности айдолы группы AKB48, а также сестринских групп HKT48, NMB48, NGT48 и других коллективов семейства AKB были задействованы в гравюр-моделинге. Принуждают девушек к этому или нет, доподлинно неизвестно.
Можно ли считать это проблемой
У многих женских и мужских айдол-групп существуют летние синглы (как, например, у AKB48 Sayonara Crawl) , в клипах которых парни и девушки одеты в купальные костюмы, а съёмки проводятся преимущественно на пляже, у моря, бассейна или других водоёмов. И в целом в этом проблемы никакой нет, купальники спокойной носят люди всех возрастов на пляже. Но купальник и нижнее бельё – одно и то же?
Единственной причиной, почему гравюр-моделинг не приравнивается к порно, это отсутствие обнажённых фотографий в полный рост. Однако на фотографиях часто появляются несовершеннолетние девушки, чей возраст иногда не достигает даже возраста ученицы старшей школы. Также в Японии хранение и распространение детской порнографии карается законом. Но гравюр-моделинг считают искусством и даже защищают его.
В журнале Japan News есть статья с опросом фанатов подобного контента. Особенно выделился комментарий 45-летнего мужчины, который сказал: «Просмотр фото юных моделей меня успокаивает. У меня нет собственных детей, поэтому, я чувствую умиротворение, смотря на этих девушек». Если бы взрослый мужчина сказал такое по отношению к изображениям молодых и зачастую несовершеннолетних девушек в нижнем белье, его бы растерзали, но в Японии это норма.
В Японии сложно найти какие-либо интервью или откровения девушек, участвовавших в гравюр-моделинге. Однако в реалити шоу «Дом с террасой» модель Нагаи Рико рассказывала о своём опыте гравюр-моделинга. Она говорила, что в процессе съёмки плакала и не решалась продолжить сниматься, а сотрудники журнала подталкивали её и говорили, что это необходимый шаг в её карьере.
У сотрудников компаний по поиску талантов другое мнение: «Я считаю, что гравюр-моделинг – это то же самое, что развлекательные шоу. Это первый шаг к популярности и возможность рассказать людям о самих моделях».
В гравюр-моделинге побывали многие знаменитости: Синодзаки Аи (певица) , Сираиси Маи (ex-Nogizaka46), Итано Томоми (ex-AKB48), Мияваки Сакура (ex-HKT-48, Le Sserafim), Хосокава Фумиэ (актриса), Сасаки Нодзоми (актриса) и другие.
Мужчины-айдолы тоже участвовали в подобных съёмках, и степень обнажённости не ограничивалась голым торсом. Например, в таких фотосессиях снимались айдолы агентства Johnny & Associates. Особенностью агентства является то, что оно работает только с мальчиками. Среди подопечных можно увидеть такие известные имена, как Кимура Такуя, Камэнаси Кадзуя, Икута Тома, Ямасита Томохиса и другие. Президента компании Китагаву Джонни неоднократно обвиняли в домогательстве и насилии по отношению к несовершеннолетним воспитанникам, а после его смерти СМИ провели большое расследование его деяний. Возможно гравюр-моделингом занимались и айдолы других агентств, но именно джоннисы всегда были на слуху.
Будущее гравюр-моделинга
Определённо, журналы и фотобуки с красивыми и молодыми девушками в нижнем белье будут продаваться и дальше, и наверное, ничто не сможет остановить популярность подобного контента. Однако у начинающих айдолов и профессиональных моделей появился один сильный конкурент – искусственный интеллект, который сейчас повсеместно захватывает сферы визуального искусства. Нарисованная гиперреалистичная девушка может соответствовать разным вкусам аудитории, на неё тратится меньше денег, чем на настоящую модель, и она не будет попадать в скандалы, с кем-то встречаться, испытывать жизненные сложности и другие проблемы простых людей.
В Японии гравюр-моделинг неразрывно связан с айдол-индустрией, но должно ли так быть в современном мире? Времена, когда айдолом мог стать любой или любая, уже прошли. Сейчас K-pop поднял планку качества контента, который производят айдолы всего мира. Им мало быть просто красивыми, милыми и хорошими. Айдолы должны уметь петь, танцевать, читать рэп и уметь себя вести в социальных сетях и развлекательных шоу. Также у хорошего айдола не должно быть сомнительного прошлого: школьный буллинг, курение, распитие алкоголя в подростковом возрасте, вождение в нетрезвом виде – все эти действия могут похоронить карьеру молодой звезды.
J-pop долгое время шёл по тому пути, который начал ещё в конце 90-х. Тогда девушкам и парням, чтобы их заметили, нужно было оголяться перед объективами камер. Сейчас японские агентства ориентируются на корейские, и полуголые фото могут выйти боком для айдола и его карьеры. Например, Мияваки Сакура столкнулась с негативом в соцсетях, когда дебютировала в корейской поп-группе Le Sserafim и корейцы увидели её фотосессии времён нахождения в группе HKT48. В то время, как в J-pop это абсолютно нормально.
В самом гравюр-моделинге нет ничего плохого, когда модели занимаются этим по своему желанию. Но это не должно быть обязательной ступенью для становления айдолом, певцом, актёром или подиумной моделью.
Источники:
Gravure Models — The Fine Line Between Cute and Erotic
The line that continues to be crossed — Gravure in Japan
Terrace house and its bending of reality
Korean netizens astonished by how young LE SSERAFIM’s Sakura was when promoting with HKT48 in Japan











