Истории о тайных обществах широко распространены в Америке, Европе и России – все мы слышали о разных масонских заговорах и рептилоидах, которые обязательно захватят весь мир. А существовали ли похожие мифы в Японии? Расскажем о том, как Белая армия познакомила японцев с антисемитизмом, и о том, как Япония когда-то была центром всего мира.
Так сложилось, что японцам очень по душе теории заговора. Конечно, речь идёт о литературе: в период Эдо (1603–1868 гг.), пожалуй, самой излюбленной историей была 忠臣蔵 Тю:сингура, или «Повесть о 47 самураях». Её сюжет, который воспроизводился во многих произведениях, основывается на заговоре против государства.
Самым известным тайным обществом периода Эдо было 隠れキリシタン какурэ кириситан, или «скрытые христиане». Они, наряду с другими скрытыми религиозными сообществами, создавали сети тайных религиозных группировок и жёстоко преследовались сёгунатом и местными военачальниками.
Как мы уже сказали раньше, любовь японцев к теориям заговора чаще всего выражалась именно в литературе – существует множество классических произведений, которые повествуют о дворцовых интригах и заговорах аристократических фамилий друг против друга. Но что насчёт глобальных конспирологий? Есть ли в Японии традиционные «сказания» о «великих японцах, которые побеждали весь мир и были центром всей планеты»?
Есть! Существует один известный современным учёным «документ» – «Архивы Такэноути». 竹内文書 такэноути мондзё, также известный как такэноути бунсё и исохара бунсё. Это апокрифический документ, который якобы хранится у самопровозглашённых потомков Такэноути-но Сукунэ, полуисторической личности I века нашей эры. Предполагается, что документ был написан мистическим письмом Эпохи Богов (神代文字 дзиндай модзи), которое, как утверждают некоторые, существовало в Японии до принятия китайских иероглифов и якобы содержало элементы всех человеческих языков, включая иврит, греческий, египетские иероглифы, шумерский, римский алфавит, санскрит и китайский.
По мнению «исследователей», «Архивы Такэноути» доказывают, что Япония была источником человеческой цивилизации, объединившей в себе все мировые культуры в мире и гармонии. Однако из-за серии первобытных природных катаклизмов власть Японии ослабла, и она была вынуждена отказаться от своей глобальной гегемонии. В VII веке до нашей эры, с приходом к власти первого императора Дзимму, в Японии появилось единое государство, и все великие религиозные лидеры мира, включая Моисея, Будду, Лао-цзы, Конфуция, Христа и Мухаммеда, по преданию, приезжали в Японию учиться, а затем возвращались в свои страны, чтобы проповедовать японскую мудрость своим народам. Разумеется, документ не отличается исторической точностью и совершенно очевидно был «написан» уже после знакомства японцев с авраамическими религиями. Но на «Архивы Такэноути» по сей день продолжают ссылаться любители конспирологических теорий и мистицизма.
Несмотря на заявленную древность «Архивов», многие исследователи конспирологических теорий сходятся в одном – в Японию классические теории вроде теорий о масонском заговоре и мировом правительстве пришли с Запада. Некоторые заявляют, что волна популярности таких терий началась с появлением масонов в Японии; а появились они вместе с «чёрными кораблями» в 1850-х годах.
Масоны в Японии
Теории глобального заговора часто рассказывают о том, что существуют тайные общества – группы людей, тайно собирающихся для подготовки заговора о мировом господстве и других неблаговидных действий. Масоны прибыли в Японию после открытия торговли с иностранными государствами в 1866 году. До Второй мировой войны несколько Великих Лож (так называются «офисы» масонов) имели там подчинённые ложи. Большинство из них исчезли с наступлением Второй мировой войны. Но после её окончания в стране заново открылись несколько лож, которые сейчас насчитывают приблизительно 2500 членов. А ещё у них есть детские кружки!
Масонское присутствие в Японии начиналось с малого, но те немногие свидетельства, которые сохранились с 1880-х годов, говорят о том, что они надеялись рекрутировать члена императорской семьи в качестве своего Великого Мастера – главы масонской ложи. Скорее всего, им это не удалось.
В 1887 году императорские советники начали активно ратовать за «Закон о сохранении безопасности», предназначенный в первую очередь для предотвращения заговора про-социалистических сил. Этот указ также включал запрет на 秘密結社 химицу кэсся «тайные общества», и этот термин до сих пор используется в качестве перевода выражения «тайное общество» – такое позднее появления этого понятия является ещё одним доказательством, что теории заговора в Японии достаточно поздно.
Похоже, что среди японских интеллектуалов конца XIX века тайные общества стали предметом большого интереса. В 1898 году буддийский интеллектуал Сугимура Содзинкан перевёл короткий рассказ о тайном обществе и попытался основать такое общество сам. А в 1897 году Анэсаки Масахару, влиятельный профессор Токийского императорского университета, опубликовал статью в журнале Taiyо, чтобы прояснить ситуацию с ролью тайных обществ в западных странах. Он заметил, что, хотя тайные общества утверждают, что самоорганизуются исключительно ради «солидарности и дружбы», их скрытые учения часто угрожают установленной власти. Он ставил в пример про-социалистические и анархические движения в дореволюционной России, но при этом не очень понимал, по какой причине эти группировки начали существовать.
Антисемитизм шагает в Японию
Здесь в наше повествование вступает уже прошедшая революцию Россия. По мнению многих исследователей, идея о «масонском» заговоре пришла в Японию из глубин Сибири.
Если вы не очень знакомы с азами мировых теорий заговора, то нам обязательно надо остановиться на «Протоколах сионских мудрецов».
«Протоколы сионских мудрецов» были первоначально опубликованы в России в 1903 году, и вполне вероятно, что они были сфабрикованы примерно в это же время, одновременно с волной жестоких погромов по всей стране.
Этот текст описывает якобы существующий по всему миру еврейский заговор, целью которого является мировое господство. Начиная с 1933 года, некоторые немецкие учителя под видом действительных документов стали давать пересказы этой работы для чтения немецким школьникам по всей нацистской Германии, хотя ранее в 1920-х британская газета The Times и немецкая газета Frankfurter Zeitung сделали подробный разбор этой книги и уличили её создателей во лжи и подстановке фактов. Сейчас «Протоколы» по-прежнему широко доступны на многих языках, как в печатном виде, так и в Интернете. А антисемиты по всем миру до сих пор верят в их подлинность и правдивость. Исследователи называют «Протоколы» самой влиятельной работой, продвигающей антисемитизм, из когда-либо написанных.
Но в Японии, где еврейское население было по-настоящему незначительным, главное применение «Протоколов» было совсем иным. Японские читатели «Протоколов» воспринимали их как часть грандиозного исторического повествования, в котором «японскость» (как и «еврейскость») не ограничивалась географически или этнически, а была изначальным древним состоянием всего человечества, от которого отпали другие народы, «обманутые иудейским Богом». Конспирологический текст использовался для обоснования утверждений о древнем глобальном охвате Японии. Очень похоже на «Архивы Такэноути», не правда ли?
«Протоколы» в Японии
Такая одновременно антисемитская и, наоборот, про-семитская интерпретация «Протоколов» отлично иллюстрируется жизнью Ясуэ Норихиро (1888–1950 гг.).
После возвращения из сибирской экспедиции в сентябре 1920 года, где он общался со многими белогвардейскими офицерами, специалист по России и полковник армии Ясуэ Норихиро начал переводить разные антисемитские тексты, в том числе и «Протоколы», которые он опубликовал под псевдонимом в 1924 году. После таких чудесных публикаций генеральный штаб признал его экспертом по еврейской проблеме и в 1927 году направил его в Европу и Палестину для проведения полевых исследований еврейских общин. Он вернулся из Палестины потрясённым и, как сообщается, заявил, что продолжать защищать правдивость «Протоколов» бесполезно. В апреле 1935 года он стал энтузиастом «Архивов Такэноути». Этим же летом он посетил предполагаемую «могилу Иисуса» в японском Тохоку и с восторгом рассказывал о ней своим военным-подчинённым. После более подробного изучения «Архивов» он начал выступать за общее происхождение японцев и евреев, которое, как Ясуэ заявлял, подтверждалось общими обычаями и религиозными ритуалами.
Именно из-за такой проеврейской позиции Ясуэ отвечал за защиту нескольких тысяч еврейских беженцев во время Второй мировой войны. Его обвиняли в масонстве и анти-японской позиции, но, на самом деле, его позиция по этому вопросу была достаточно объяснима в рамках мистического мировоззрения. Он оценивал «еврейский заговор» не как научную теорию, а как часть более крупного и более глубокого мирового повествования. Ясуэ считал, что у Японии была своя «божественная, всеохватывающая миссия», в которую входило освобождение евреев от их «злобных» целей. Таким образом, он мог интерпретировать «всемирный заговор» как нечто, чему Япония будет помогать и что поможет ей в ответ. А «Архивы Такэноути» подкрепляли эту теорию божественной миссии.
К чему привело распространение антисемитизма и теорий заговора?
Конечно, немного странным кажется приверженность японцев XIX–XX веков антисемитизму: в те годы очень мало людей путешествовало вне страны, и шансы встретить еврея в повседневной жизни для среднестатистического жителя Японии были практически нулевые.
Японские власти отказывались принимать какие-то дискриминационные законы, но и не высказывали неодобрение действиям нацистской Германии.
Неожиданными борцами против антисемитизма были сами масоны. В 1920-х годах японское правительство в союзе с масонской ложей приложило невероятные усилия по прекращению распространения любых упоминаний о «еврее-масонском» заговоре. Однако он продолжал циркулировать в японской армии, которая издавна придерживалась антироссийских (а теперь и антибольшевистских) взглядов. В 1930-е годы в поисках объяснения того, почему Япония была исключена из Лиги Наций и перешла на сторону нацистской Германии, армия запустила цикл лекций о «еврейском вопросе и масонах». В Токио также были проведены выставки, на которых цитировались «Протоколы» – их использовали для объяснения сложившейся ситуации и обеления политики Гитлера по отношению к евреям.
На протяжении всего ХХ века японцы продолжали считать евреев неким мистическим народом, а «плохой» или «хороший» ли он, зависело от личных взглядов человека. До сих пор на полках книжных есть работы авторов, которые восхищаются евреями как народом, который «смог подчинить себе весь мир» (их вера в это, конечно, происходит из теорий заговора). Но есть и работы, которые используют эти же теории, чтобы доказать, что евреи могут захватить и Японию и поработить всех на свете.
Такие антисемитские конспирологические теории затронули и наше время. В 1992 году глава культа Аум Синрикё заявил, что огромная тайная сила обязательно развяжет третью мировую войну. Нетрудно догадаться, к какой народности он относил эту «силу».
В трактате «Руководство страха: еврейская амбиция – тотальное мировое завоевание» создатели работы утверждали, что евреи воспользовались разрухой в Японии после Второй мировой войны для достижению полного мирового господства. Главы культа считали, что Соединённые Штаты контролируются еврейским капиталом, который руководит масонами, а масоны, в свою очередь, якобы используют ООН для достижения мирового контроля. «Руководство по страху» было фактически объявлением войны евреям.
«От имени 5,5 миллиардов людей Земли, – писали редакторы этого трактата, – Ваджраяна Сакка официально объявляет войну “мировому теневому правительству», которое убивает несметное количество людей и, прикрываясь благозвучными фразами и высокопарными принципами, планирует промывать мозги и контролировать обычных людей. Японцы, проснитесь! Заговор врага уже давно разорвал наши жизни в клочья».
Есть в Японии и немного другие антисемиты. Один из самых популярных и плодовитых антисемитских авторов, христианский священник-фундаменталист Уно Масами, в 1986 году опубликовал две книги, в которых утверждал, что Соединённые Штаты – это «еврейская нация», управляемая тайным еврейским «теневым правительством». В 1992 году уже более новый антисемитский автор, Ота Рю, «выявил» еврейский заговор с целью уничтожения Японии, который начали воплощать уже 1200 лет назад, до периода Нара в японской истории. В начале 1995 года появились две книги, в которых евреев обвиняли даже в землетрясении в Кобе в январе 1995 года.
В 2021 году японские исследователи выпустили работу, где рассматривали уровень вовлечения конспирологических теорий в политические процессы в Японии. Они пришли к выводу, что конспирологические теории, в частности те, которые завязаны на антисемитизме, используются различными политическими кругами для продвижения своей позиции. К примеру, японские левые круги очень часто начинают вдаваться в «еврее-масонский» нарратив, когда речь заходит об арабо-израильском конфликте. Делают они это для того, чтобы обесчеловечить целый народ, тем самым указывая на свою правоту в данном вопросе. Правые круги, соответственно, используют конспирологию для того, чтобы продвигать антиамериканские взгляды. Правда, и здесь евреи выступают «козлами отпущения».
К сожалению, изменений в ситуации не предвидится. С новым витком арабо-израильского конфликта и других событий на мировой арене, японские конспирологи продолжают всё больше «закапываться» в различные теории. Их всё меньше волнуют реальные факты и всё больше – мистика и поиски «врагов извне». Но исследователи сообщают, что это всего лишь часть общемировой «моды» на конспирологию, и, в целом, японцы не так далеко ушли от западных стран.
Источники:
Morrow, A. (2022). Conceptualizing secret societies and conspiracy Theories in Imperial Japan. Religious Dimensions of Conspiracy Theories, 84-103. https://doi.org/10.4324/9781003120940-6











