В исторической перспективе ещё совсем недавно японское общество было разделено на сословия и касты, некоторые из которых подвергались жёсткой дискриминации. Так, самыми «нечистыми» и презираемыми людьми считались забойщики скота и те, кто обрабатывал кожу животных. Представителей этих и других профессий общество просто отказывалось принимать, а потому члены низших каст жили по своим правилам и законам, которые формулировали Дандзаэмоны — династия лидеров неприкасаемых.
Оборотная сторона общества Эдо
Одной из каст неприкасаемых в период Эдо (1603—1868 гг.) были эта (穢多, «много грязи»). Эти люди забивали скот и занимались дублением и выделкой кожи, а в буддизме эти действия считаются нечистыми. Люди из эта жили в отдельных районах, а их принадлежность к касте передавалась по наследству. Другой кастой были хинин (非人, «нечеловек»), в которую входили нищие, бродячие артисты, охотники, могильщики, тюремные охранники и представители других профессий. Человек из хинин мог покинуть свою касту и перейти в состав хэймин (平民, «простой народ»), если он выполнял ряд условий. В целом, хинин занимали несколько более высокое положение, что даже толкало их к пренебрежительному отношению к касте эта.
Вместе обе касты называют словом хисабэцумин (被差別民, «дискриминируемый народ»), поскольку оно очень точно отражает условия, в которых эти люди были вынуждены находиться. Так или иначе, вклад в общую жизнь страны они вносили не меньше других, а мостом между ними и остальными слоями населения стала целая династия лидеров изгоев, которые вышли из эта. Они правили «теневым городом», находившимся прямо внутри столицы, и каждый из них носил имя (или же титул) Дандзаэмон.
Королевство шкур и обезьян
Дандзаэмоны отвечали за неприкасаемых в регионе Канто, провинции Идзу и частях других провинций, доходящих до провинции Микава (современная префектура Айти). Только в Канто в конце XVIII века Дандзаэмоны имели власть примерно над 8 тысячами семей, что наделяло статус, которым они обладали, исключительным весом.
В период правления Дандзаэмонов хисабэцумин получили государственную монополию на поставку сёгунату лошадиных и коровьих шкур, производство фитилей для фонариков и свечей, а некоторые из них занимались дрессировкой обезьян. Хотя это и не звучит респектабельно, важно помнить, что кожа была главным компонентом в изготовлении доспехов. Дрессировщики обезьян же не только выступали на улицах, развлекая горожан, но и часто работали в конюшнях, поскольку существовало поверье, что присутствие обезьяны поблизости оберегает лошадей от болезней. Таким образом, контролируя армию изгоев, которая поставляла доспехи самураям и заботилась о здоровье лошадей, Дандзаэмоны стали незаменимы для сёгуната, а это прокладывало путь к настоящему богатству.
В подпольном мире или нет — хорошо быть королём
В феодальной Японии богатство измеряли с помощью коку — меры веса риса, потребляемого одним человеком в течение года (примерно 150 килограмм). Чтобы считаться даймё — могущественным феодалом, необходимо было управлять территорией, которая стоит 10 тысяч коку и больше. На пике своей власти Дандзаэмоны обладали состоянием, которое оценивалось примерно в 50 тысяч коку. Ежегодное государственное содержание Дандзаэмона составляло 3 тысячи коку риса, в то время как глава эта Киото и близлежащих провинций получал лишь 150 коку риса. Другие лидеры неприкасаемых довольствовались ещё меньшим.
Несмотря на то, что Дандзаэмоны сами были из эта, их статус давал им множество преимуществ. Официальная резиденция Дандзаэмонов Асакуса-симмати (или Дандзаэмон-какойути) располагалась приблизительно там, где сейчас находится Асакусская старшая школа в Токио. К сожалению, к настоящему времени из-за Великого землетрясения Канто 1923 года и бомбардировок Токио в годы Второй мировой войны от этого комплекса практически ничего не осталось, но в прежние времена он был поистине грандиозным. На территории Асакуса-симмати находились частные резиденции, склады, фабрики, синтоистский храм, зал суда и тюрьма. Всего тут постоянно проживало около 400 семей чиновников.
Также Дандзаэмоны получили разрешение от правительства разрешать все споры между людьми из эта и хинин, включая право заключать их в тюрьму по своему усмотрению. Конечно, это не касалось тех случаев, когда конфликт возникал между человеком из неприкасаемых и представителем более высокого сословия. В конце концов за труд по удержанию низших слоёв общества под контролем Дандзаэмоны получили право ездить в паланкинах, носить шелка и даже мечи, как настоящие самураи.
Скромные истоки и непреодолимые пределы власти
Самый первый Дандзаэмон — тот, чьё имя брал каждый из его преемников, был богатым скупщиком кож из эта конца XVI века, который боролся за звание вождя с более могущественным Тародзаэмоном. Тародзаэмона поддерживал клан Го-Ходзё, но когда к власти в стране в начале XVII века пришли их соперники — род Токугава, большинство тех, кто был как-то связан с Го-Ходзё, оказались в немилости. Это сделало Дандзаэмона единственным человеком, который мог бы справиться с притоком эта и хинин в Эдо, и поэтому Токугава Иэясу передал ему разрешительную грамоту, дающую власть над хисабэцумин. Впрочем, не над всеми из них.
В 1708 году кукольник из хинин подал в суд на Дандзаэмона за срыв одного из его выступлений и выиграл дело. Исходя из японской правовой системы того времени, это было истолковано таким образом, что кукольнки и другие артисты, такие как актёры кабуки, получали свободу от Дандзаэмона. «Сукэроку», одна из самых известных пьес кабуки, была написана как раз в честь этого освобождения. Тем не менее дрессировщики обезьян и некоторые другие артисты низшего уровня оставались в юрисдикции вождей эта до конца периода Эдо.
В принципе, у хинин в Эдо был свой собственный глава и система управления, которая, впрочем, не была в должной мере отделена от системы, подчинённой Дандзаэмону, а потому конфликты между главами эта и хинин возникали постоянно. Споры шли за то, люди каких профессий какой ситсеме должны подчиняться. К примеру, Дандзаэмоны пытались подчинить себе гильдию слепых (которая, кстати, была полностью независима и от вождей хинин), занимавшихся ростовщичеством в Эдо, но поскольку те имели связи с императорским двором, они так и не преуспели в этом.
Хотя Дандзаэмоны и были очень богатыми и влиятельными, они всё ещё оставались людьми из касты неприкасаемых, что всё-таки связывало им руки.
Показателен случай, который произошёл в 1859 году. Один мужчина из касты эта пошёл в общий храм по случаю праздника сбора урожая. Прихожане, распознав чужака, не стерпели его присутствия и забили его насмерть. Дандзаэмон подал в городское управлению жалобу, в которой он призывал разобраться в ситуации и наказать убийц. На что он получил послание, в котором содержался такой ответ: «По социальному статусу эта составляют лишь одну седьмую часть хэймин. И поскольку в данном случае убили не семерых эта, то как можно наказать хотя бы одного горожанина?» Дандзаэмон продолжил свои попытки добиться справедливости, но и во второй раз ему ответили в оскорбительной манере: «Если вы так уж добиваетесь наказания кого-то из горожан, то давайте вначале убьём ещё шестерых эта».
Чтобы улучшить своё положение, Дандзаэмоны удревняли историю своей династии. По версии Дандзаэмонов, их род вышел из клана Хата, который, в свою очередь, происходил от китайской династии Цинь. Также вожди эта утверждали, что, прежде чем получить в своё распоряжение хисабэцумин в Эдо, они обладали теми же правами в городе Камакура, где первый сёгун Минамото-но Ёритомо в 1180 году даровал им их особый статус. Сёгунат, будучи заинтересованным в том, чтобы Дандзаэмоны сохраняли власть, признавал эту версию.
От короны к кожаным ботинкам
В конце своего существования сёгунат начал призывать хисабэцумин на военную службу. В армии их ставили только на позиции носильщиков и чернорабочих, но Дандзаэмон XIII решил воспользоваться моментом и передал сёгуну отряд военизированной охраны, сформированный из неприкасаемых, за что 13 января 1868 года сёгун вывел Дандзаэмона из касты эта и сделал его хэймин. Позже 60 членов управления Дандзаэмона удостоились такой же чести. Глава эта решил, что настал момент, когда он сможет добиться свободы для всех неприкасаемых, находящихся в его подчинении. Он обратился к правительству с соответствующей просьбой и пообещал предоставить сёгунату экономическую и военную поддержку. Однако сёгунат уже не успел ответить на предложение Дандзаэмона.
Кастовая система была официально упразднена в 1871 году во время реформ эпохи Мэйдзи, но враждебность по отношению к людям из каст неприкасаемых и их потомкам сохранилась и до сих пор время от времени даёт о себе знать. Так или иначе, поскольку официально каст больше не существовало, Дандзаэмон XIII стал последним вождём эта. После завершения своего правления он сменил имя на Дан Наоки, заключил партнёрство с американским кожевником Чарльзом Хеннингером и провёл остаток жизни, занимаясь производством и проджей в Японии военной обуви западного образца. К сожалению, в конкурентной борьбе с другими обувными компаниями он не преуспел.