Японию и Россию связывает множество судеб, и одна из них кажется особенно примечательной. Как слепой музыкант смог выучить эсперанто и японский, объездить полмира, познакомиться с выдающимися людьми и прослыть «новым Ломоносовым»? И как он смог «завести» в Японию борщ?
Кто это?
Василий Яковлевич Ерошенко родился в 1889 году в селе Обуховка Старооскольского уезда Курской губернии (сейчас Белгородской области). Его семья была достаточно обеспечена, несмотря на то, что мать и отец были крестьянами – они покупали лес у графа Орлова-Давыдова, а затем продавали обработанную древесину в придомовой лавке.
Дом семьи Ерошенко, новое здание. В 1920 году дом, в котором родился Василий Яковлевич, сгорел, а его отец чуть не погиб при пожаре. Сейчас в Обуховке стоит дом, отстроенный заново.
Василий ослеп в раннем возрасте – в четыре года он заболел корью, болезнь привела к осложнениям, повлиявшим на его зрение. Граф Орлов-Давыдов, помещик в Обуховке, помог семье устроить мальчика в московскую школу при Обществе призрения, воспитания и обучения слепых детей. Причиной тому послужил талант молодого Василия – родители обнаружили прекрасный музыкальный слух мальчика и обучали его музыке на дому до девяти лет. Освоив азбуку Брайля, он «вычитал» всю школьную библиотеку. Но московская школа не отличалась качественной программой или хорошим подходом к слепым детям. Им запрещалось выходить из школы без сопровождающего, за ребятами денно и нощно следили учителя. Этот детский опыт привёл к бунту Василия против авторитета власти и строгих рамок.
Мальчик увлекался скрипкой и гитарой (научился он этому по большей части самостоятельно), а после выпуска из школы играл в оркестре, который выступал в разных ресторанах Москвы.
Однажды он повстречал Анну Шарапову – сестру жены секретаря Льва Николаевича Толстого, преподавательницу английского языка и ярую пропагандистку нового на тот момент для мира языка, эсперанто. Это случайное знакомство сильно повлияло на судьбу молодого человека.
Через эсперанто в анархисты
Выучив за достаточно короткий период английский и эсперанто, Василий отправился в Лондон по рекомендации Шараповой. В 1912 году он выехал из Российской империи с помощью обществ изучения эсперанто, которые в дальнейшем помогали ему, «перебрасывая» из одного общества в другое, из страны в страну. Позднее эти же общества помогут ему добраться и до Японии.
В Британии Василий также начал учиться в школе для слепых. Но его поездка в Англию была примечательна тем, что именно здесь зародились его анархические взгляды. Да, Василий Ерошенко был анархистом, причём достаточно известным в своих кругах. В Лондоне он встретил одного из самых выдающихся русских анархистов – Петра Алексеевича Кропоткина, который, скорее всего, и оказал самое большое влияние на молодого человека.
Возможно, именно из-за этих взглядов Ерошенко исключили из британской школы: причиной отчисления назвали его «ненадёжный образ жизни». Некоторые японские источники утверждают, что Василий разочаровался в европейских представлениях о том, как нужно обучать людей с ограниченными возможностями. И поэтому, когда до него дошли слухи, что в Японии слепые могу жить и обучаться самостоятельно, он сразу же загорелся идеей отправиться туда. После отчисления Василий вернулся в Москву, где и начал учить японский язык.
Путешествие в Японию и портреты
Ерошенко приехал в Японию в тот момент, когда она становилась всё более открытой для иностранцев и многие западные преподаватели и студенты приезжали туда, чтобы обменяться опытом с японцами. Примечательно, что эсперанто в то время был довольно популярен в Японии – она была одной из самых активных стран, где изучали этот искусственный язык (конечно же, за пределами Европы). Познакомившись с ведущим японским эсперантистом, метеорологом Накамурой Киё, он стал участвовать во встречах местного сообщества изучающих эсперанто.
Англоязычные же источники считают основной причиной приезда Ерошенко в Японию его интерес к изучению массажа – традиционного занятия слепых в Японии, поскольку оно предлагает слепым устойчивую позицию в японском обществе. Однако друзья, с которыми он познакомился в школе для слепых, принадлежали к поколению, стремившемуся выйти за рамки традиционного общества и исследовать более широкий спектр возможностей: на этой почве они и сошлись с Василием, в котором увидели родственную душу. Его жажда странствий сочеталась с анархическими взглядами и прогрессивным видением возможных социальных перемен.
В Японии Ерошенко активно пропагандировал эсперанто, издавал сборники стихов, подружился с драматургом Акитой Удзяку, познакомился с преподавателем университета Васэда и литературным критиком Катагами Нобуру и известной журналисткой и феминисткой Камитикой Итико. Ерошенко даже влюбился в Итико, но та не ответила молодому человеку взаимностью, и они остались друзьями. В составе этой компании Ерошенко впервые посетил лавку «Накамура-я».
«Накамура-я» была основана в 1901 году в Токио и существует до сих пор. Сейчас это крупная компания, которая занимается производством как японских, так и западных десертов, а их магазины можно найти в Токио и Осаке. Примечательна эта лавка тем, что она стала одним из мест сбора творческой элиты столицы Японии. Сначала её посещал скульптор Огивара Рокудзан, который устроил там свой салон. Затем в лавке обосновались молодые художники вместе с Накамурой Цунэ, выдающимся японским живописцем, который писал картины в европейском стиле – его почерк часто сравнивают с Ренуаром. Он и написал портрет Василия Ерошенко.
Эту работу называют одной из лучших картин японского модерна. Сам Василий признавался, что он отдал бы год жизни, чтобы увидеть свой портрет работы Цунэ. Кстати, это не единственный портрет Ерошенко! Как-то раз на улицах Токио другой молодой художник восхитился уникальными чертами Василия и попросил его попозировать. Этим художником был Цуруда Горо , который помимо работ в западном стиле также занимался созданием прекрасных укиё-э.
В «Накамура-я» компания молодых японцев и одного русского занималась языками, писала стихи и другие произведения и, помимо всего прочего, делилась своими социалистическими и анархическими взглядами. Сёма Кокко и Айдзо – хозяева лавки – прониклись к Ерошенко практически родительской любовью, разрешили ему пожить в своём доме, а ещё ввели в меню пекарни русский хлеб и даже приняли в качестве униформы персонала рубашки в русском стиле. А к 1930 году в «Накамура-я» вовсю наливали гостям борщ со сметаной!
Его знакомства
Василий Ерошенко был не единственным иностранцем, попавшим под крыло четы Сёма: в конце 1915 года, незадолго до того, как Ерошенко переехал в их лавку, индиец Раш Бехари Босе около 6 месяцев скрывался в пекарне от полиции, пытаясь избежать ареста и передачи англичанам, которые хотели судить его за участие в попытке взрыва в пакистанском Лахоре. Выйдя из подполья, он женился на дочери семьи Сёма, Тосихико, и помог познакомить покупателей пекарни с индийским карри. Сейчас карри – это одно из самых популярных блюд Японии, как в ресторанах, так и на домашней кухне.
Ерошенко хорошо сдружился не только с Рашем Бехари, но и с другими индусами, которые были частыми гостями в «Накамура-я». В 1916 году он временно покинул Японию и объехал почти всю Юго-Восточную Азию. Во время его путешествия произошла Октябрьская революция, и Ерошенко выслали из Индии как «агента большевиков».
После этого Василий вернулся в Японию, где возобновил своё творчество и продвижение социалистических взглядов. Ерошенко арестовали во время шествия рабочих 1 мая, но порядок он не нарушал. На следующий день его отпустили, отметив, что начальник полиции был «добрым человеком», который скорее всего попросту увидел, что Ерошенко – слепой и не представляет особой опасности. Однако всего через семь дней на годовом собрании японской Социалистической лиги Ерошенко снова арестовали и опять быстро отпустили. По-видимому, власти были предупреждены об «опасном русском», и за Ерошенко установили слежку.
Через месяц после первого ареста Ерошенко вернулся в «Накамура-я» в Синдзюку, где его ждали двое полицейских. Они вручили ему документы о депортации: из-за слепоты Ерошенко зачитывать приказ, в котором он объявлялся угрозой общественному порядку и должен был покинуть Японию, пришлось семье Сёма. Этой же ночью полиция ворвалась в дом Сёма и силой забрала Ерошенко. Его друзья забили тревогу: на первых страницах утренних газет были заголовки о незаконном и агрессивном взятии под стражу слепого мужчины, который не представлял никакой опасности. Но пока друзья Василия добивались его свободы, власти посадили его на корабль, который направлялся во Владивосток.
Новая глава жизни
Василий Ерошенко никогда не вернулся в ставшую ему родной Японию. Однако его путешествия ещё не завершились.
Прибыв во Владивосток, он обнаружил, что тот по-прежнему находится в состоянии войны – здесь революция ещё не была закончена. Его попытки выехать из Владивостока в европейскую часть России и вернуться на Родину не увенчались успехом, и он провёл некоторое время в небольшом городке на востоке Сибири. Затем Василий сдался и отправился в город Харбин в Маньчжурии.
В Маньчжурии ему удалось выйти на связь с японскими друзьями и сообщить, что он в порядке. Через несколько месяцев Ерошенко перебрался на юг, в Шанхай, где подружился с Лу Синем – одним из самых известных китайских писателей ХХ века. Лу Синь учился в Японии, поэтому у них было много общего, и в итоге Ерошенко остался в Китае на два года. Он занялся преподаванием для слепых сначала в Шанхае, а затем в Пекине. В конце концов, в 1923 году он вернулся через Европу в Советский Союз.
Наследие в России и Японии
В 1929 году Ерошенко отправился в очередное путешествие – в этот раз за полярный круг. На Чукотке он выучил местный язык, научился охотиться на слух и управлять нартами – санями для езды на собаках – вслепую. Говорят, что по тундре он путешествовал в одиночестве.
В 1930–1932 годах Василий Яковлевич работал в школе для слепых в Нижнем Новгороде, преподавал математику, шрифт Брайля и русский язык. В 1935 году он основал первую школу-интернат для слепых детей в туркменском городе Кушка, где проработал до 1945 года. Там же он разработал первый туркменский алфавит в Брайле.
Предметы быта Ерошенко: печатная машинка для слепых, тактильная икона и книга на Брайле
В 1946–1948 годах он работал преподавателем английского языка в школе для слепых детей в Москве. Всё это время Василий писал детские стихи и сказки. Неизвестно, поддерживал ли он контакт с японскими друзьями, особенно во время Второй мировой войны. Советское правительство не давало ему разрешения на выезд. Но Ерошенко всё равно стремился к путешествиям – он посетил Якутию, Карелию, Донбасс и Харьков. Его приключения остановить смог лишь рак, который ему диагностировали в 1951 году.
В 1952 году Ерошенко вернулся в родную Обуховку, где работал над своей последней книгой. Его путешествие длиною в жизнь закончилось 23 декабря 1952 года. Похоронен он в родном селе. Могила человека, который стал известным поэтом в нескольких странах, был одним из идеологов социализма и имел друзей по всему миру, достаточно скромна. Памятник Ерошенко стоит на территории его дома-музея, а портреты писателя можно найти в Московском государственном литературном музее им. В. Даля и Токийском музее современного искусства. В 1959 году в Токио вышло трёхтомное собрание его сочинений на японском языке.
Память о Василии Ерошенко жива: помимо музей в Обуховке, его имя носит украинский благотворительный фонд. Раньше часто проводились конференции, посвящённые его юбилеям, изучению его творчества и идей (как, например, виртуальная конференция в России «Ерошенко и его время» – сейчас не проводится), регулярно появляются новые публикации о жизни писателя и переводы его работ на разные языки.
Василий Ерошенко внёс огромный вклад в продвижение русской культуры в Японии. Его имя до сих упоминается на фестивалях, а лавка «Накамура-я» гордится своей связью с писателем. Ему удалось выстроить множество крепких связей между собой и людьми с разных концов света, и познать мир, не имея возможности видеть его с четырёх лет. И кажется, что слепой Василий Яковлевич прожил гораздо более яркую и осмысленную жизнь, чем многие зрячие люди.