Виртуальные ютуберы: невероятный успех и стремительная популярность

Ещё несколько лет назад сложно было представить, что уже сейчас в прямом эфире можно будет посмотреть на милых девочек из 2D мира. Эти девочки – так называемые «витуберы» – ведут стримы, на которых играют, поют, готовят и так далее. Кто же они такие и в чём секрет их популярности?

С чего всё началось

Считается, что самым популярным и практически первым витубером была Кидзуна Ай. Конечно, в 2016 году, когда Кидзуна впервые появилась на YouTube, явление «витубера» было чем-то уникальным, а сама технология, с помощью которой проводились стримы, сильно заинтересовала обычных зрителей.

На самом деле самым первым «виртуальным ютубером» можно считать Ами Ямато — блогера, использующего 3D аватар в своих видео. Её видео интересно сняты: всё выглядит так, как будто её моделька живёт в реальном мире. Ами немного выбивается из современного понятия «витубер», потому что она больше блогер, нежели стример. 

 

Спустя время после Ами Ямато как раз появилась Кидзуна Ай. Моделька Кидзуны, в отличие от Ами, была выполнена в аниме-стилистике, чем, скорее всего, и зацепила зрителей. 

Популярность Кидзуны росла с бешеной скоростью. Впервые из-за её популярности появился термин «виртуальный ютубер» от смешения двух слов: バーチャル ба:тяру «виртуальный» и ユーチューバ ю:тю:ба «ютубер».

В итоге это повлияло на появление компаний, занимающихся «производством» витуберов (hololive и NIJISANJI), и инди-витуберов. Сама Кидзуна впоследствии стала послом культуры Японской национальной туристической организации, что является доказательством успеха витуберов.

В чём особенность витуберов?

Главная особенность витуберов — их визуал. В основном он состоит из модели (3D или 2D), сделанной или нарисованной вручную, и внешнего оформления стрима. 

Когда была популярна Кидзуна Ай, для создания и использования витубера применяли программу MikuMikuDance (программа для создания компьютерной анимации 3D моделей) и технологию захвата движений (motion capture). Это было проблемой, поскольку чтобы стать витубером требовалось создать с нуля 3D модель, анимировать её, подготовить нужное оборудование и арендовать специальное помещение для использования захвата движений на всё тело. Всем этим занималась специальная команда, что также осложняло процесс. 

Со временем технологии стали лучше, и создание витуберов стало более доступным! Сейчас достаточно либо нарисовать самому, либо заказать 2D модель у художника. В контексте витуберов вместо «анимации» используют термин «риггинг», который обозначает технологию, позволяющую управлять движениями и мимикой персонажа за счёт манипулирования отдельными частями модельки. Зариггить модель можно самому или заказать риг в программе Live2D — она используется для анимирования частей персонажа, чтобы они распознавались программами захвата движений. Что насчёт захвата движений, то достаточно иметь хорошую веб-камеру, и аватар готов для стримов. Если у вас есть силы и мотивация, то витуберскую модель можно создать самостоятельно. 

Пример витуберской модели и оформления стрима

Почему витуберы стали такими популярными?

Не каждый, у кого есть витубер-модель, может стать популярным. По крайней мере сейчас, потому что стримеров стало настолько много, что пробиться в индустрию невозможно. По факту, витуберы — это айдолы, только стримеры «доступнее» и ближе к зрителям, что недоступно обычным айдолам. Впрочем, стримеры не уступают айдолам в своих талантах – на стримах витуберы развлекают себя и зрителей как могут: играют в игры, поют, рисуют и так далее. А в ответ зрители в качестве благодарности делают пожертвования, так называемые «донаты». Благодаря ним шанс быть замеченным своим любимым стримером увеличивается. Сумма таких пожертвований может достигать нескольких миллионов иен!

Витуберы достигли пика популярности во время пандемии — тогда это был новый контент, пришедший на смену обычным стримерам. При этом, в том же промежутке времени появились первые английские витуберы из компании hololive поколения -Myth-, что расширило популярность витуберов не только в Японии, но и за её пределами. В конечном итоге японские компании начали расширять свои подразделения, а также появились компании, специализировавшиеся на рынках вне Японии — например, в Китае, Филиппинах, Индонезии и США.

Поколение -Myth-, слева направо: Ниномаэ Ина’нис, Таканаси Киара, Амелия Ватсон, Мори Каллиоп и Гавр Гура.

В отличие от «реальных» стримеров, витуберы имеют некий образ. Во время дебюта они показывают или рассказывают свой лор (историю), объясняют, почему они так выглядят, но немногие потом придерживаются изначального образа. Благодаря наличию модельки довольно тяжело узнать, кем является витубер (особенно корпоративный) за пределами своего образа, что помогает стримеру строить свой контент совершенно по-другому: кто-то популярен из-за своей харизмы, кто-то – из-за своих талантов, но всё это помогает удержаться витуберам на плаву и оставаться такими же популярными. 

 

Немного о hololive и NIJISANJI

hololive и NIJISANJI – два самых популярных японских агентства виртуальных ютуберов. 

В одном только NIJISANJI насчитывается свыше ста активных японских витуберов, а дебют новых стримеров происходит практически каждые три месяца! В hololive ситуация обратная – в этой компании берут скорее качеством, а не количеством. Но совершенно точно каждый сможет найти себе стримера по душе среди участников этих двух агентств. 

В отличие от инди-витуберов, корпоративные витуберы находятся под условиями контракта, поэтому нахождение в агентстве считается работой. Чтобы стать витубером в агентстве, нужно пройти прослушивание. Порядок проведения и частота прослушиваний зависят от компании – у NIJISANJI это происходит примерно раз в 3 месяца, у hololive реже. 

К сожалению, не все проходят его с первого раза – например, Таканэ Луи из hololive отказывали несколько раз, и она смогла попасть в компанию только с пятого раза. Но самое главное – не сдаваться и пробовать снова и снова.

 

Что касается самих стримеров, то все они очень разные и уникальные! Самые популярные ютуберы в hololive – девушка-зайчик Усада Пекора с ужасно смешным смехом, милая девочка-собачка Инугами Коронэ, известная своей фразой ゆびゆび юбиюби и настоящий айдол Хотимати Суисэй с невероятными талантами игры в тетрис, пения и рисования (свою первую модель она сделала сама!). В NIJISANJI вас ждут Хякумантэмбара Саломэ, набравшая за рекордные 13 дней миллион подписчиков парень-вампир из NEET Кудзуха и его друг с очень мягким голосом Канаэ. К слову, они являются очень известным дуэтом под названием ChroNoiR – вместе стримят и поют.

Инди-витуберы

Если сравнивать инди-витуберов и корпоративных ютуберов, то их главное различие – относительная свобода действий (ибо нет контракта) и раскрутка. Инди-стримерам приходится заниматься раскруткой самими, в том числе самостоятельно создавать себе модель и оформление стримов. Но в самостоятельности есть огромный плюс – стримеры могут без проблем рассказывать о себе вне образа, показывать себя в реальной жизни и так далее.

В Японии инди-витуберы не так распространены, как витуберы из компаний; большая часть известных инди-стримеров из США. Хоть их и не так много, но в Японии есть известные инди-витуберы: Unnämed, Инуяма Тамаки, Амацука Уто и Сигурэ Юи.

Слева направо: Unnämed, Инуяма Тамаки, Амацука Уто и Сигурэ Юи.

Не у всего есть хорошие стороны

Несмотря на всё веселье, происходящее на стримах, к сожалению, компаниям не всегда удаётся поддерживать постоянный комфорт и хорошие условия своим стримерам. Так, довольно часто айдолы уходят из компании из-за проблем с ментальным или физическим здоровьем (недавно это случилось со стримерами Аксиа Кронэ и Маюдзуми Кай).

Но иногда случаются драмы, конфликты, тяжёлые случаи, в которых компании могут поступать по справедливости или наоборот. С 2020 по 2023 год на рынке витуберов произошло много конфликтов, которые привели или к увольнению некоторых стримеров, или к их самостоятельному уходу. Вот некоторые из них:

Слив модельки в публичный доступ со стороны Мано Алоэ из пятого поколения hololive, а также доксинг (разглашение личной информации без согласия) со стороны её бывшего парня, повлёкший огромное количество обвинений, оскорблений и сталкинга в сторону витуберши. К сожалению, Мано пришлось уйти из компании из-за проблем с ментальным и физическим здоровьем.

✦ Случайный слив сообщения на стриме Урухи Русии, приведший к спекуляциям, что она встречается с известным утаитэ (певцом) Мафумафу. Компания уволила Русию из-за нарушений правил контракта. На момент увольнения она была самым богатым витубером, её общий доход составлял 1,7 миллионов долларов (~136 миллионов рублей).

✦ Группы витуберов NIJISANJI ID (Индонезия) и NIJISANJI KR (Корея) присоединили к основной группе NIJISANJI JP, что создало невозможные рабочие условия, прокатилась масштабная волна увольнения стримеров. 

Конфликт между китайскими анти-фанатами и Кирю Коко. На Коко обрушилось огромное количество негативных комментариев со стороны китайских анти-фанатов по политическим причинам, из-за чего с каждым стримом ей было всё тяжелее и тяжелее работать. К сожалению, Кирю не получилось обезопасить от этой волны ненависти, и было принято решение о её уходе из компании. На момент ухода она была одним из популярных витуберов, при этом она говорила свободно не только на японском языке, но и на английском, чем приковывала внимание в том числе зарубежных фанатов.

К счастью, эти случаи – не массовое явление. Витуберы продолжают быть популярными и веселить людей своим контентом!

 

Витуберы выходят в реальный мир

В последние годы стримеры выходят за рамки своей деятельности, чтобы удерживать внимание и популярность у зрителей не только с помощью стримов.

Например, с 2019 года у компании hololive выходит собственное аниме под названием ホロのぐらふぃてぃ хоро-но гурафити «Граффити Холо». Оно не совсем похоже на обычное аниме, так как серии длятся всего 2 минуты, но зато в них раскрывается жизнь девушек-витуберов. 

 

У NIJISANJI очень популярен формат «лайвов». Лайвы – это концерты в реальной жизни, на которых витуберы поют. В 2023 году один из сольных лайвов был у Канаэ – он проходил 16 марта в Grand Cube в Осаке. На сцене вместо человека выступает 3D модель, а в зале можно увидеть большое количество лайтстиков (световых аксессуаров)  – так японские фанаты выражают поддержку. 

Витуберы до сих пор остаются популярными – как в виртуальном, так и реальном пространстве. Стримеры, благодаря своей деятельности, поддерживают и помогают людям справиться с одиночеством, за это их и любят. Поэтому витуберы, скорее всего, продолжат быть актуальными и в ближайшие несколько лет!


 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту