Японский рэп: от американской копирки до собственного стиля

Когда рэп и хип-хоп пришли в Японию из Америки, японских рэперов было мало, и популярности как таковой не было. Ранний хип-хоп не был коммерческим и зачастую игнорировался крупными звукозаписывающими лейблами и концертными площадками. Для японцев эстетика американского гетто была чуждой, а попытки местных музыкантов быть похожими на парней из Южного Централа казались скорее комичными. У японских рэперов не было того бандитского и трагичного бэкграунда, который был у их американских коллег. И зачатки японского хип-хопа могли бы погибнуть, не успев расцвести, но этого не случилось. Одну из первых попыток в рэп-творчестве предприняло известное трио Yellow Magic Orchestra, выпустив трек Rap Phenomena в 1981 году в стиле электро-рэп. 

Rap Phenomena / Yellow Magic Orchestra / MIDI

В 1983 году в кинотеатре на Синдзюку показали фильм Wild Style, и вместе с ним японцы знакомятся с 30 американскими танцорами, которые приехали для продвижения фильма. Так в Японии появляется брейкинг (он же брейк-данс) и достаточной быстро набирает популярность. Появляются японские танцевальные команды Tokyo B-boys, B-5 Crew, Mystic Movers, которые разрывают Харадзюку и парк Ёёги мощными движениями под американский хип-хоп. Вслед за брейком в Японию врывается ещё один компонент уличной хип-хоп культуры: граффити, но вот только с рэпом и диджеингом пока всё очень плохо. Танцоры выступали исключительно под американскую музыку, потому что качественного японского хип-хопа не было, либо он был настолько непопулярен, что про него просто никто не знал.

1986 ALL JAPAN BREAKING BATTLE Crazy-A Tokyo B-Boys

Следующим этапом подъёма хип-хоп культуры Японии было развитие диджеинга. В 1986 году в Сибуя открылся первый хип-хоп клуб, где выступали местные диджеи, в том числе и DJ Krush, который позже стал всемирно известным, и танцоры брейка. Несмотря на возросший интерес японцев к уличной культуре в конце 80-х – начале 90-х годов, рэп-сцена была всё ещё маленькой и не приносила исполнителям прибыли. В это время появились первые рэперы: Ито Сэико, Тикада Харуо, Tinnie Punx и Такаги Кан.

Seiko Ito & TINNIE PUNX - Tokyo Blonxx

Первым и огромным препятствием на пути японского рэпа был японский язык. Из-за отсутствия в языке силовых ударений, как в том же английском, выделение и усиление каких-то моментов в читке зачастую коверкало слова. А японские представления о рифме, которые никак не сочетались с европейскими, делали его сложным для восприятия.

Успешные 90-е

Именно 90-е стали временем коммерческого  успеха японского рэпа и хип-хопа. Тогда вышли на сцену ECD, SOUL SCREAM, Buddha Brand, RHYMESTER, King Giddra, Scha Dara Parr, и добился высот неподражаемый DJ Krush. Именно они привнесли в японский хип-хоп то, без чего он бы не смог существовать – свободный стиль, он же фристайл. Они создали первые рэп-хиты и открыли консервативным японцам глаза на то, как может выглядеть настоящий японский хип-хоп.

DJ Krush - Kemuri
BUDDHA BRAND 人間発電所
KING GIDDRA "Generation next" Full ver.

Примером андеграундной атаки на мейнстримный J-Rap является песня Shogen группы Lamp Eye, в которой они диссят (словесная атака на другого исполнителя) более поп-ориентированную группу Dassen Trio. На что Dassen Trio ответили, что их творчество понятнее японским фанатам и ближе к японской культуре. 

LAMP EYE - 証言 (Shogen)

В конце 90-х рэп уже перестал быть диковинкой, исполнители и фанаты культуры начали всё больше походить на своих американских коллег: носят мешковатые штаны, дреды и афрокосички, огромные футболки и кепки. Тексты становились всё более приземлёнными и уже меньше копировали тематику гетто, гангстеров, перестрелок и всего того, что звучало в треках американцев. Исполнители читали про любовь, работу, еду, развлечения, алкоголь, иногда заглядывали в политику и японскую ментальность. Рэп стал более японским.

Также начала развиваться мультижанровость: рэпкор, техно-рэп, джи-фанк. Появились новые лица: Dragon Ash, RIZE,  ORANGE RANGE, m-flo, DS455 и много других.

Dragon Ash Life Goes On
m-flo / The Rhyme Brokers
DS455 - Ride Wit Tha D.S.C. ~Just Like Me~

Расцвет 2000-х

С началом нового тысячелетия рэп навсегда покинул андеграунд, рэперы появлялись на крупных фестивалях и телешоу. Артист Nujabes приносит в страну джазовый хип-хоп и становится легендой. После выхода аниме «Самурай Чамплу», для которого он написал саундтрек, его популярность только крепнет. Именно он стал крёстным отцом популярного нынче лоу-фай хип-хопа. Причём удивительно то, что джазовый хип-хоп не смог добиться популярности у себя на родине в США, но на востоке взорвал чарты. Другие представители этого жанра – Home Made Kazoku, KREVA, SEAMO, KEN THE 390 и Hilcrhyme. 

Samurai Champloo - Departure (Nujabes/fat jon (2004) OST
Home Made Kazoku - Thank You!!

В 2009 году произошло важное событие для всей японской рок-сцены: рэпер AK-69 стал первым в Японии хип-хоп артистом, чей клип набрал более 30 миллионов просмотров на Youtube. Именно это событие стало началом становления AK-69 как самого успешного рэпера Японии. 

AK-69 - And I Love You So

Очень хорошо повлияли на хип-хоп культуру распространение J-pop в Азии и популяризация аниме по всему миру. Интерес мирового сообщества к Японии и её культуре вырос, и хип-хоп был заметной частью этой самой культуры.

Что сейчас с японским рэпом?

Конечно, ближе к ковидной эпохе про J-pop уже многие успели забыть, а в Европе и Америке про него в принципе слышали немногие. Однако в этот раз смогла помочь корейская волна, которая привлекла внимание мира не только к культуре непосредственно Южной Корее, но и к соседним колоритным азиатским странам. Ну а с развитием стриминговых сервисов Spotify, Apple Music и Youtube азиатская музыка появилась в свободном доступе. 

Японский музыкальный рынок является одним из самых богатых и прибыльных рынков во всём мире, несмотря на то, что японские музыканты в целом менее популярны, чем, например, BTS и Blackpink. Однако музыку этой страны ценят за мультижанровость и самобытность стилей и направлений. Огромное разнообразие подстилей поп-музыки, рок-музыки, рэпа, эмибент, шугейз, джаз, энка и многие другие.

Среди самых популярных представителей современного японского рэпа можно выделить, конечно, KOHH, который начал использовать трэп-биты до того, как это стало мейнстримом, и AK-69, ставшегобуквально королём японского хип-хопа. Также заслуживают внимания: рэпер с мексиканскими корнями AKLO, который взорвал сцену в 2014 году, диджей и рэпер tofubeats, смешивающий электро и хип-хоп, SALU, Anarchy и многие другие. 

KOHH - "Dirt Boys feat. Dutch Montana, Loota" Official Video
SALU - GOD LOVES YOU feat. AKLO & JP THE WAVY (Official Music Video)
tofubeats - LONELY NIGHTS

Не стоит также забывать рэперов, которые творят на стыке рэпа и попа: Sky-Hi, Chanmina, Boku no Lyric no Bōyomi (он же просто Танака), Valknee, Zoomgals и многих-многих других.

SKY-HI / 何様 feat. ぼくのりりっくのぼうよみ (Prod.SKY-HI)
ちゃんみな - Picky (Official Music Video)
Zoomgals - GALS feat.大門弥生 (YAYOI DAIMON)
Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту