Балет пришёл в Японию относительно недавно – лишь с середины XX века японцы начали полноценно готовить собственных профессиональных артистов балета. Однако уже сегодня некоторые японские танцоры известны на весь мир. Среди них и Канэко Фуми, ставшая примой-балериной одной из самых известных трупп.
Канэко Фуми родилась в 1992 году в Осаке. Она начала заниматься балетом с раннего детства – с трёх лет. А в 8 лет она поступила в осакскую балетную школу Дзинуси Каору, где училась балету в русском стиле. Она посещала занятия каждый день с 5 вечера, порой оставаясь до 11 часов.
В Японии балет не так популярен, как в западных странах и тем более в России, так что у Канэко было не было слишком много возможностей для самореализации внутри страны. Зато она участвовала в международных соревнованиях: в 2008 году в возрасте 17 лет она выиграла золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Варне – старейшем и одном из самых престижных конкурсов. В 2009 году она побывала и в России – выиграла серебряную медаль на Международном балетном конкурсе в Москве. Однако по-настоящему переломным моментом для Канэко стала серебряная медаль, которую она получила на Международном конкурсе балета США в 2010 году. Именно после этой победы балерину пригласили присоединиться к Королевскому балету Великобритании.
Королевский балет (The Royal Ballet) – одна из самых известных в мире балетных трупп, базирующаяся в Лондоне. Она также входит в тройку крупнейших балетных трупп мира, наряду с балетными труппами Парижской оперы и Большого театра. Канэко присоединилась к ней в 2011 году, когда ей было 19 лет. Поначалу она даже не знала английский язык, но это не помешало ей усердно работать в новом коллективе – уже в следующем году она стала первой артисткой, а ещё на следующий год – солисткой.
«Что мне кажется сложным в Королевском балете, так это то, что я не могу сосредоточиться только на чём-то одном. Я всегда репетирую разные произведения и разные роли, выхожу на разные сцены. А есть ещё и представления, в которых я участвую впервые».
В роли солистки Канэко исполнила партии Китри из «Дон Кихота», Феи Драже в «Щелкунчике» и Авроры в «Спящей красавице».
Но не вся её карьера шла гладко, разумеется, на пути к балетному совершенству Канэко ждали трудности. Исполняя роль Китри, балерина во время прыжка в первом же акте порвала связку коленного сустава. Реабилитация заняла целый год, после которого она вернулась на сцену. Однако уже в конце следующего сезона на одном из утренних занятий во время прыжка она получила такую же травму, но на этот раз на другой ноге.
«У меня были повреждены оба колена, и я ничего не могла сделать. Это были очень трудные времена. Я старалась мыслить позитивно: говорила себе, что три месяца назад не могла даже ходить, а теперь могу не только ходить, но и делать плие».
Бывший премьер Королевского балета Федерико Бонелли, работавший с Канэко, вспоминает:
«У неё не было сил. Так что очень вдохновляет, что сегодня она столького добилась. Травма обеих ног очень деморализует, некоторые никогда не восстанавливаются после такого. Но она определённо сделала это».
Роль Авроры, которую Канэко сыграла в 2020 году, также стала одним из переломных моментов в её карьере. Изначально балерина должна была играть роль Феи Сирени в постановке, но исполнительница главной роли Лорен Катбертсон получила травму, и Канэко поставили её заменить.
«Когда было решено, что я заменю балерину, играющую главную роль, я очень волновалась. Я готовилась к роли Феи Сирени, но потом мне сказали станцевать партию Авроры. В какой-то момент я даже плакала, волнуясь, всё ли пройдёт хорошо, но благодаря поддержке друзей и близких я смогла с этим справиться».
Сильно помог Канэко и её партнёр Федерико Бонелли, сыгравший принца.
«На меня произвели большое впечатление слова Федерико. Он сказал, что у нас попросту не было времени как следует отрепетировать столь неожиданное выступление, так что беспокоиться о чём-либо бесполезно – нужно жить настоящим и танцевать с наслаждением. Услышав это, я подумала, что и правда, нет смысла волноваться о том, что ещё не произошло. Я вышла на сцену с мыслью о том, что путь к победе – это получать удовольствие от происходящего».
В 2021 году 29-летняя Канэко стала примой. Это самая высокая позиция в труппе, которую занимают лишь самые лучшие артистки.
После этого Канэко сыграла роли Джульетты в «Ромео и Джульетте» и Одетт и Одилии в «Лебедином озере».
«Мне понравилось танцевать в “Лебедином озере” даже больше, чем я ожидала. Я очень скучаю по репетициям. Создавать разницу между ролями Одетт и Одиллии очень интересно, но технически это очень сложно».
На сегодняшний день Канэко живёт в Лондоне и работает в Королевском балете. Танцуя в одной из самых престижных трупп и путешествуя по всему миру, она демонстрирует, что даже японцы, познакомившиеся с балетом относительно недавно, могут добиться в нём мировой славы. Самое главное – не отступать на пути к своим мечтам!