Удел человеческий (1959–1961 гг.)
Эпопея, которая длится девять с половиной часов (в трёх частях), посвящена зверствам японцев во время войны. Ни одна киностудия не хотела связываться со съёмками этой работы, потому что режиссёр буквально обвиняет японское правительство в нечеловеческой жестокости Имперской армии. В итоге воплощением творческого замысла режиссёра Кобаяси Масаки занялась киностудия Shochiku, когда он пригрозил своим увольнением, если они не выпустят фильм. Серия фильмов снята по мотивам шеститомного романа Гомикавы Дзюмпэя. Режиссёр вложил в работу и свои переживания, ведь он, прямо как главный герой Кадзи, когда-то был призван в армию в Маньчжурии и успел побывать в плену.
В фильме «Удел человеческий» пацифист Кадзи переживает личную трагедию, становясь свидетелем ужасов военного времени. Сначала ему приходится работать надзирателем в трудовом лагере, а потом он становится солдатом и попадает в плен к Красной армии. Британский писатель и кинокритик Дэвид Шипман в своей книге «История кино» описал фильм как «безусловно величайший фильм из когда-либо созданных».
Империя чувств (1976 г.)
В 1976 году на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «Империя чувств», желающих посмотреть фильм было настолько много, что было организовано 13 показов за время фестиваля (и это рекорд). Это самый известный, хоть и не самый лучший фильм (по мнению критиков) в карьере режиссёра Осимы Нагисы. В Японии фильм ни разу не показывали без цензуры, но во Франции – смогли.
Фильм основан на одной из самых громких криминальных историй Японии – дела Абэ Сады. Бывшая гейша ввязалась в любовные отношения с Исидой Китидзо в 1936 году. Роман закрутился бурный и Сада, пообещав, что никакая женщина более не коснётся его, задушила. Затем она отрезала мужчине гениталии и носила их с собой в сумочке вплоть до ареста. В фильме показаны сцены несимулированного секса с изображением гениталий главных актёров. После выпуска фильма настиг Осиму из-за опубликованной им книги, включающей сценарий фильма и 24 фотокадра, которые японское правительство сочло непристойными. После четырёхлетнего разбирательства режиссёр был оправдан.
Мисима: Жизнь в четырёх главах (1985 г.)
Фильм был снят режиссёром Полом Шредером совместно с Джорджем Лукасом и Фрэнсисом Фордом Копполой в качестве испольнительных продюссеров. Формально это американский фильм, но снят он на японском языке с участием японских актёров. Несмотря на то, что фильм был снят в Японии, вот только никогда не транслировался в кинотеатрах и не поступал в видеопрокат. Биографический фильм должен был быть показан на Токийском международном кинофестивале в 1985 году, но угроза терракта со стороны радикалов сорвала показ. Правые экстремисты также угрожали физической расправой любому, кто будет распространять фильм.
Мисима Юкио был культовой фигурой среди радикалов, и им очень не понравилось то, что в фильме его изобразили гомосексуалом. Его вдова тоже бойкотировала фильм после изначального сотрудничества со Шредером. В конечном итоге его показали на японском телевидении, но без сцены в гей-баре. Главную роль сыграл Огата Кэн, сначала роль была предложена актёру Такакура Кэну, однако он отказался из-за давления националистов. Фильм представляет собой вымышленный рассказ о жизни Мисимы Юкио, включающий отрывки из его книг «Золотой храм», «Дом Кёко» и «Несущие кони».
Кинопроба (1999 г.)
Миикэ Такаси сам по себе является очень противоречивой фигурой японского кинематографа. Плодовитый режиссёр, за плечами которого более ста работ, регулярно шокирует публику такими релизами, как «Ичи-киллер» (2001 г.) (при просмотре фильма в кинотеатре одних зрителей тошнило, а другие падали в обморок) или «Посетитель Q» (2001 г.) – сатирическая комедия с элементами инцеста, изнасилования, некрофилии и других триггеров.
Фильм, снятый по роману Рю Мураками, начинается как романтическая комедия. Сигэхару, сорокалетний мужчина, оплакивающий кончину супруги, с подачи 16-летнего сына решает снова жениться. Его друг-продюссер устраивает прослушивание, чтобы найти ему новую женщину. Сигэхару выбирает Асами, и это тот выбор, о котором он вскоре сильно пожалеет.
Королевская битва (2000 г.)
Многие страны отказывались транслировать у себя «Королевскую битву», одну из последних работ режиссёра Фукасаку Киндзи, из-за жестокости и насилия, совершаемого старшеклассниками. Японское правительство тоже хотело запретить его вместе с романом Таками Косюна, по которому снят фильм. Однако это только подогрело интерес общественности и сделало картину культурным феноменом. Одним из его больших поклонников является легендарный режиссёр Квентин Тарантино, который даже говорил, что хотел бы сам снять такой фильм.
Действие происходит в ближайшем будущем, где сорока двух старшеклассников похищает тоталитарное правительство. Их отправляют на необитаемый остров, где они вынуждены бороться друг с другом за свою жизнь. У каждого участника битвы на шее надет взрывающийся ошейник, который убьёт его при нарушении правил. Выживет только один. Фильм стал третьим самым кассовым в Японии за 2001 год.
Клуб самоубийц (2001 г.)
Соно Сион, наряду с Миикэ Такаси, является одним из самых неоднозначных режиссёров японского кино. В прошлом году две актрисы анонимно обвинили его в сексуальном насилии в интервью журнала Shukan Josei. Позже режиссёр подал в суд на журнал, но слухи о его поведении продолжают омрачать карьеру. Он создаёт жуткие, сюрреалистичные и жестокие фильмы, и конечно, нельзя не упомянуть его прорывной фильм «Клуб самоубийц», который, по мнению Соно, «ненавидят почти все японцы».
Всё начинается с шокирующего массового самоубийства более пятидесяти школьниц. Девушки одновременно выпрыгнули на железнодорожные пути, и от них остались только кровь и ошмётки. Затем две медсестры выпрыгивают из окна больницы без видимой на то причины. И далее происходит цепочка из самоубийств с участием молодых людей. За дело берутся детектив Курода и его команда и пытаются узнать, что происходит.
Ясукуни (2007 г.)
Документальный фильм о синтоистском храме, главным героем которого является 90-летний кузнец Кария Наодзи. На первый взгляд ничего противоречивого в этом нет. Вот только храм Ясукуни не совсем обычная святыня, он был основан в 1869 году императором Мэйдзи для увековечивания памяти солдат, погибших во время службы. Также там похоронены 1068 человек, осуждённых за военные преступления, и в том числе 14 преступников класс А (военные лидеры и министры). Сейчас первые лица государства не осмеливаются посещать этот храм. В период с 1933 по 1945 годы здесь было изготовлено 8100 мечей Ясукуни, которые использовались для убийства китайских солдат. Режиссёр Ли Ин подробно рассматривает традицию изготовления этих мечей.
Режиссёру потребовалось десять лет, чтобы завершить документальный фильмы, но он не смог присутствовать на показах их-за угроз убийства от националистов. Его продюссерская компания Dragon Films также подверглась угрозам и была вынуждена съехать из токийского офиса. Под давлением радикалов несколько кинотеатров в Токио отказались от показа фильма во время его официального релиза 12 апреля. В конечном итоге его показали в мае 2008 года под строгой охраной полиции. Ли надеется, что фильм сможет излечить Японию от того, что он назвал «послевоенным синдромом».
Источник: