Панк, мода и любовь: уникальность манги Ядзавы Ай

Ядзава Ай родилась в Осаке в 1967 году. Свои первые произведения она начала создавать на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого столетия – как раз в то время, когда в Японии произошёл крах экономического пузыря. Начался период экономического застоя, который получил название «потерянное десятилетие». Этот кризис имел глубокие последствия на социальном уровне и лёг в основу больших революций, которые достигли своего пика с началом нового тысячелетия.

В это время манга Ядзавы сильно выделялась на фоне работ её коллег-мангак. Она изобразила молодых людей того десятилетия с их идеями и проблемами, застрявших в неизвестности и давлении строгих правил и жаждущих свободы, которую, казалось, мог дать только мир искусства (понимаемый как музыка и высокая мода).

Ядзава Ай

Модный мир на бумаге

Поэтому именно мир моды стал фирменной карточкой творчества Ядзавы. В своих мирах она отразила моду, существующую в реальности. Несомненно, на это повлияла учёба мангаки в школе моды. Это сразу бросается в глаза при чтении работ Ядзавы — её персонажи очень необычно одеты. Многие из её героев являются примерами определённых тенденций в мире моды, например, Дзюнко из «Наны» представляет творческую богему, Джорджи из «Райского поцелуя» одет как с иголочки, а Микако в «Повести о соседях» предпочитает винтажный пин-ап.

Но даже не в этом главная ценность моды в работах Ядзавы. Эти образы не только красивы, но также являются визуальными подсказками, позволяющими понять предпочтения и мотивы персонажей. Наиболее ярко пересечение моды и манги представлено в самом известном произведении мангаки «Нана». Одна из главных героинь, Осаки Нана, тяготеет к британскому панку и носит вещи британского модельера Вивьен Вествуд. Отчётливый логотип Westwood в одежде, а также кольцо Armour на её руке стали своеобразными эмблемами Наны, которые олицетворяют как уверенность, с которой она выступает на сцене, так и её собственную внутреннюю хрупкость. Подробнее о том, какие вещи из реального мира носят персонажи Ядзавы, можно прочитать здесь.

Нана с кольцом Armour от Vivienne Westwood

Серьёзные темы: любовь, потеря и взросление

Романтика является ключевой темой большинства произведений жанра сёдзё, и работы Ядзавы не исключение. Её мастерство заключается в том, что её удаётся вплести романтику в развитие персонажа и поместить своих главных героинь на порог момента совершеннолетия.

Несмотря на то, что действие манги «Какой ещё ангел?» происходит в школьные годы, главная героиня Саэдзима Мидори сталкивается с такими сложными чувствами, как безответная любовь и ревность, а также переосмысливает роль семейных отношений. Даже название самой манги намекает на то, что Мидори становится взрослой.

Мангу «Райский поцелуй» можно отнести не к сёдзё, а к дзёсэй — жанру для взрослых девушек. В этом зрелом произведении затрагиваются более серьёзные темы. По сюжету девушка Юкари учится в престижной средней школе. Однажды её просят стать моделью для дефиле в институте моды: там она встречает ровесников с совершенно разными жизнями и целями – настолько, что это нарушает её планы на будущее и подрывает её отношения с семьей. Тем, затронутых в этой манге, очень много. От контраста обычного и авторитарного мира с творческим и свободным миром моды, приверженца собственных идеалов и сторонника строгих правил, самоутверждения, страсти и готовности приносить жертвы ради достижения своих целей, социального конформизма, внешности и гендерной идентичности. Стиль главной героини Юкари тоже меняется на протяжении истории, как и её личность.

«Нана» – это, пожалуй, самая яркая работа творческого гения Ядзавы Ай. Главные герои – Осаки Нана и Комацу Нана, две девушки с одинаковыми именами, которые решают переехать в Токио. Несмотря на совершенно противоположные характеры, они становятся лучшими подругами. Повествование следует за событиями их жизни и жизни окружающих персонажей, охарактеризованных настолько хорошо, что они почти становятся главными героями. Это самая взрослая манга Ядзавы, в которой рассматривается тема перехода от подросткового возраста к взрослой жизни. Перед читателем встают реальные проблемы, а не фантастические или парадоксальные ситуации: оставление ребёнка родителями, смерть, зависимости (в отношениях, но также от курения и наркотиков), издевательства, самоопределение, отношения с разницей в возрасте, но прежде всего – сложные и мучительные взаимоотношения.

В «Нане» постоянно представлены отношения, которые обусловлены скорее ревностью и завистью, чем любовью. Все персонажи очень человечны, характеризуются большой психологической глубиной, и это делает их невероятно реалистичными: успех этой серии заключается прежде всего в том, что читатель способен идентифицировать себя с каждым из них, сопереживая им.

Комацу Нана и Осаки Нана
Такие разные Наны

Уникальный и неизменный художественный стиль

В творчестве Ядзавы явно прослеживается эволюция стиля и дизайна персонажей. В ранних работ, таких как «Стань ветром!» и «То лето», она вдохновляется классическим визуальным стилем жанра сёдзё: большие глаза, стройное телосложение. При всей своей миловидности, её персонажи относительно просты и не сильно детализированы.

Только после выхода «Какой ещё ангел?» в 1991 году Ядзава начинает больше уделять внимание детализации и создавать более запоминающиеся образы. Персонажа Судо Акиру Ядзава изобразила с причёской «утиный хвост», ставшую популярной в культуре рок-н-ролла в 1950-х годах. Мангака развивает эту тему дальше, создавая ещё более уникальных персонажей в своей следующей серии, «Повесть о соседях», а затем ещё больше в «Райском поцелуе» – манге, повествующей о жизни эксцентричной группы студентов, посещающих школу моды. Модная тематика позволяет ей по-настоящему углубиться в тему, развивая таких персонажей, как розововолосую поклонницу стиля лолита Мивако и студента Араси, который вдохновляется британским панком и стилем visual kei. В этих работах у Ядзавы прослеживается и особая манера  рисования персонажей: вытянутых и очень тонких, похожих на модные эскизы, а не на людей в реальной жизни. 

Акира и Мидори, «Какой ещё ангел?»
Мивако и Араси, «Райский поцелуй»

«Нана» остаётся венцом творчества Ядзавы, в котором ясно видно, что её работа – это сумма всего её опыта и навыков, приобретённых в процессе создания предыдущих произведений. Выразительность глаз её персонажей позволяет бессловесным сценам, которые сосредоточены на крупных планах лиц героев, передать гораздо больше, чем мог бы любой диалог. Позы персонажей достойны подиума, их можно сравнить с вырезками из журналов Vogue и других изданий о высокой моде. Наиболее примечательными являются сцены выступлений The Black Stones и Trapnest (двух конкурирующих рок-групп манги), которые явно базируются на фотографиях реальных рок-концертах. Несмотря на ограничения чёрно-белой палитры манги, эти изображения передают динамизм настоящих выступлений.

К сожалению, в 2009 году Ядзава Ай внезапно заболела и приостановила работу над «Наной». С тех пор её самое известное и культовое произведение находится на перерыве, и выпуска новых глав не ожидается. В 2022 году Ядзава подтвердила в интервью для японского журнала Da Vinci, что она не сможет продолжить «Нану». По её словам, мангаке тяжело держать ручку и даже больно сидеть. Никакой дополнительной информации о причинах она не огласила, но скорее всего это связано с проблемами со здоровьем. Несмотря на это, творчество Ядзавы продолжает оказывать влияние на каждое новое поколение юных читателей, желающих окунуться в мир, полный красоты и возможностей с толикой душевной боли.

В каждой из её манг говорится о том, что следование своим мечтам, возможно, и не является рецептом счастья, но именно стремление к этим целям может превзойти непостоянство любых эмоций. «Нана» продолжает оставаться нетронутой с течением времени. И это тоже добавляет своеобразной романтики: концовка произведения находится в руках читателей, которые могут пофантазировать, чем же могла закончиться «Нана». И, конечно же, использовать в своём жизненном опыте то, что они узнали и пережили в произведениях Ядзавы.

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту