Японское слово 引きこもり хикикомори буквально переводится как «втягивание внутрь». Этот термин был впервые использован в 1998 году японским психиатром Сайто Тамаки для описания растущего социального явления среди молодёжи. Испытывая сильное давление со стороны общества, которое требует от людей успехов в учёбе, работе и общественной жизни, и боясь неудачи, хикикомори решают уйти от общества. По оценкам тех лет считалось, что около миллиона японцев решили не выходить из дома и не общаться с другими людьми в течение как минимум шести месяцев, а некоторые и годами. В 2022 году же по официальным подсчётам число хикикомори в Японии составляет около 1,1 миллиона человек, однако Сайто Тамаки считает, что это число должно быть больше – около 2 миллионов.
Когда этот термин появился, он использовался для описания затворников среди молодых мужчин. Однако исследования показали, что растёт число хикикомори среднего возраста. Кроме того, самоизоляцию многих женщин-хикикомори просто не фиксируют, так как в первую очередь от женщин в японском обществе ожидают выполнение домашних обязанностей, и их затворничество может остаться незамеченным.
Исследователи японской манги Ульрих Хайнце и Пенелопа Томас объясняют, что в последние годы произошло небольшое изменение в восприятии людьми феномена хикикомори. Этот сдвиг проявляется в более глубоком осознании сложности ситуации хикикомори в СМИ и признании социального давления, которое может привести к социальной замкнутости. Они предполагают, что отказ от следования социальным «нормам» (таким как карьерный рост, брак и рождение детей) можно понимать как радикальную степень интроверсии и уход к самопознанию.
Эту точку зрения поддерживают некоторые хикикомори, которые живут насыщенной творческой жизнью, что поддерживает их связь с остальным миром.
Прекрасные шрамы
Бывший хикикомори, художник Ватанабэ Ацуси объясняет, что его трёхлетнее затворничество началось с «постепенного отказа от человеческих отношений, что привело к ощущению полной изоляции». В какой-то момент он пролежал в постели более семи месяцев. Только после того, как он начал замечать негативное влияние своей изоляции на мать, он смог выйти из комнаты и восстановить связь с миром.
Tell me your emotional scars («Расскажи мне о своих эмоциональных шрамах») – это постоянный творческий проект Ватанабэ. В рамках этого проекта люди могут оставлять анонимные сообщения на веб-сайте художника, делясь своей эмоциональной болью. Ватанабэ записывает сообщения на бетонных пластинах, ломает их и снова собирает, используя традиционное японское искусство кинцуги.
Кинцуги – это японское искусство соединения разбитой керамики с помощью лака уруси, смешанного с золотым порошком. Это также философия, которая подчёркивает важность недостатков и изъянов. Трещины в разбитой посуде делают её уникальной и рассказывают её историю. Точно так же и человеческие недостатки являются нашей неотъемлемой частью, которая делает каждого человека самим собой.
Tell me your emotional scars можно считать результатом этой эмоциональной боли – передачу негативных, асоциальных чувств через социально приемлемое, позитивное и красивое искусство. Эти работы рассказывают о страданиях, но в то же время показывают возможность исцеления и преображения.
По мнению Ватанабэ, превращение в хикикомори часто является проявлением эмоциональных шрамов, и он хочет создать альтернативные способы понимания неразрешённых проблем прошлого. Ватанабэ просит нас «прислушаться к дрожащим голосам, которые обычно не слышны».
Борьба за уединение
Художник Содзи Нито стал хикикомори, потому что хотел проводить своё время, занимаясь «только тем, что имеет смысл». Содзи находился в изоляции десять лет, развивая своё творчество и технические навыки. Это привело к созданию видеоигры, рассказывающей о хикикомори.
Трейлер к видеоигре Pull Stay открывает сцена, в которой три человека проникают в дом хикикомори. Игрок должен отбиваться от незваных гостей в образе робота–альтер-эго хикикомори. Например, поджаривая их в темпуре или обстреливая арбузами.
Цель игры Pull Stay – защитить дом и уединение персонажа хикикомори. Pull Stay показывает нам, каких результатов можно добиться, если создавать что-то, полагаясь исключительно на собственное творчество и не ориентируясь на принятые нормы. Содзи объясняет свой творческий путь так: «Верить в свои силы и каждый день понемногу двигаться вперёд. Так я смог добиться чего-то».
Несмотря на то, что они решили уйти от мира, поддержание надежды и косвенной связи с людьми через творчество помогло художникам вроде Содзи и Ватанабэ использовать время затворничества для саморазвития. Их целью всегда было и остаётся возвращение в общество, но на своих условиях. И их творчество может помочь нам понять, что именно побудило хикикомори изолироваться, что они чувствуют и что мы можем сделать, чтобы улучшить наше общество.
Источники: The Conversation, личный сайт Ватанабэ Ацуси