Буддийские священные писания запрещают монахам применять силу и лишать жизни. Тем не менее в истории Японии зафиксировано множество случаев, когда во время политических конфликтов, волнений, смен династий или иностранного вторжения буддийские храмы создавали собственные вооружённые силы для защиты своих интересов.
К таким методам «самозащиты» прибегали не только Японские храмы, но и многие другие буддисты в Восточной Азии. В период с 1553 по 1555 годы китайские монашеские отряды сражались вместе с правительственными войсками, чтобы отразить набеги прибрежных захватчиков. Аналогичным образом в 1592 году корейские буддийские монахи сформировали вооружённые группы для борьбы с вторгшимися японскими войсками. Однако ни китайские, ни корейские примеры не были так исторически значимы и хорошо изучены, как монахи-воины средневековой Японии.
Именно в Японии находилось большое количество так называемых 寺内町 дзинай мати — храмовых поселений, земли которых охранялись теми, кто там проживал. Их защитников принято называть 僧兵 со:хэй — воинами-монахами. Этот термин используется для описания армий, которые содержались в основном монастырями Энряку-дзи на горе Хиэй и Кофуку-дзи в городе Нара примерно с 970 года по XVI век.
Группы сохэй были очень похожи на военно-религиозные ордена Европы, возникшие во время крестовых походов. Единственный европеец, который познакомился с монахами-сохэй, миссионер-иезуит Каспар Вилела, посетил храм Нэгоро-дэра в начале 1560-х годов и сравнил местных монахов с рыцарями Мальтийского ордена.
Японские монахи были похожи на европейские рыцарские ордены и своим устройством. Сохэй действовали не в одиночку или в определённой боевой группе от отдельного храма, а скорее как воины единого большого братства или даже монашеского ордена. Главный храм «ордена» сохэй мог иметь несколько, если не десятки или сотни, небольших монастырей, тренировочных залов и подчинённых храмов, связанных с ним.
Воины Чистой земли
Важно заметить, что сохэй называют воинов-монахов, относящихся к храмам Киото, Нары и Оми (префектура Сига). Самыми сильными храмами в период Хэйан (794—1185 гг.) являлись Тодай-дзи, Кофуку-дзи, Энряку-дзи и Мии-дэра. В дальнейшем, когда мы будем говорить о сохэй, мы будем иметь в виду монахов именно этих храмов (за редкими исключениями).
Но в истории Японии есть и другая группа, которую можно называть воинами-монахами, хоть это название является не совсем верным. В период Сэнгоку (1467—1615 гг.) правление самурайского сословия иногда серьёзно оспаривалось армиями, сформированными самоуправляющимися общинами низших классов, которые назывались 一向一揆 икко: икки.
Икко-икки были приверженцами школы Дзёдо-синсю, или Истинной Школы Чистой земли. Хотя их часто называют монахами-воинами, к ним относились не только служители храмов, но также и бедные самураи, горожане, фермеры. Называют их монахами из-за того, что по доктрине Чистой Земли 門徒 монто, то есть собратья по вере, становятся практически частью церкви — обычному рабочему достаточно было стать приверженцем буддизма Чистой Земли, чтобы заработать себе статус монто, а затем он мог вступить в икко-икки и вуаля! Армия, состоящая из монахов-служителей церкви, готова.
А ещё икко-икки были одними из первых организованных военных групп в Японии, которые взяли на вооружение огнестрельное оружие. В течение десяти лет они смогли противостоять самому Оде Нобунаге, защищаясь из своего укреплённого храма Исияма Хонган-дзи. Кстати, он стоял на том же месте, где сейчас построен замок Осака.
Буддизм и борьба
Первоначально буддийские солдаты-священники появились в результате соперничества, которое существовало между храмами Нары и горы Хиэй неподалёку от Киото. Истоком этого соперничества является смена столицы в 894 году с Нары на Киото. Самые крупные храмы Нары — Тодай-дзи и Кофуку-дзи — возмущались переездом в Киото и невзлюбили новый «центральный» Энряку-дзи. Помимо этого, между храмами велись серьёзные споры по поводу права духовенства Хиэй рукополагать, то есть посвящать в церковный сан, новых монахов, ведь ранее это делалось исключительно в Наре.

Первый крупный случай насилия с участием священников произошёл в 949 году. Он начался как демонстрация протеста делегации из Тодай-дзи в Киото, а закончился дракой, в ходе которой погибли несколько человек. Затем последовали другие инциденты, и примерно в 970 году Рёгэн, глава Энряку-дзи, принял решение о создании постоянной боевой группы для защиты горы Хиэй и её растущего богатства.
Новоиспечённые воины-монахи вскоре оказались вовлечены в межхрамовые споры, некоторые из которых велись между Энряку-дзи и его дочерним храмом Мии-дэра, который лежал у подножия Хиэй. В течение последующих 100 лет периодически вспыхивали сражения между Энряку-дзи, Мии-дэра и храмами Нары. К 1006 году Кофуку-дзи из Нары в случае «заварушки» имел возможность выставить армию, которая насчитывала около 3000 сохэй.

Было даже несколько случаев, когда сохэй отправлялись в Киото, чтобы изложить свои требования перед членами императорского двора, которых они вполне успешно запугивали не только словами, но и оружием.
Монашеское обмундирование
Вооружение сохэй было весьма разнообразным. Очень часто с ними ассоциируется нагината, меч с длинной рукоятью. Хотя и по легендам, и по историческим источникам известно, что многие монахи-воины владели разными видами холодного оружия. Они также сражались верхом на лошади и в самурайских доспехах.

Монахи-воины, как и большинство других буддийских монахов, носили рясы, похожие на кимоно, слоями: обычно белые одежды были снизу, а тёмные или жёлтые сверху. Этот стиль мало изменился с момента появления буддизма в Японии в VII веке. Обувь традиционно состояла из носков таби и деревянных сандалий гэта или соломенных варадзи. Сохэй часто повязывали белый головной убор, чтобы закрыть большую часть головы, или заменяли его повязкой хатимаки. Именно по такому специфическому головному убору можно найти монахов сохэй на изображениях.
Конец эпохи
В начале XVII века сохэй практически исчезли из храмов. Причиной этому стало установление строгой власти сёгуната Токугава. В 1580-х и 1590-х годах различные фракции монахов-воинов выступали на стороне либо Токугавы Иэясу, либо его соперника Тоётоми Хидэёси, участвуя в ряде сражений и стычек.
Несколькими годами ранее Ода Нобунага принудил уже упомянутых икко-икки к сдаче укреплённого Исияма Хонган-дзи, который он пытался осадить дважды. Сёгунат, поддерживающий конфуцианские ценности и стремившийся сконцентрировать всю военную мощь страны в своих руках, не мог позволить храмам иметь мощную армию, которая уже имела опыт давления на власть. Таким образом обе группы, которые запомнились в истории как воины-монахи, перестали существовать.
Источники:
Stephen Turnbull — Japanese Fortified Temples and Monasteries AD 710–1062