Происхождение
Как и сами иероглифы, стили письма пришли в Японию из Китая. 篆書 тэнсё, каким мы его знаем сегодня, ещё называют стилем «малой печати». До него в древнем раздробленном Китае использовался стиль так называемой «большой печати» – 金石文字 кинсэкимодзи «знаки на металле и камнях», которые использовали для письма на бронзовых церемониальных сосудах.
После того, как династия Цинь в III веке до нашей эры объединила Китай, возникла потребность в единой письменности для управления таким большим государством. До этого письменность никак не контролировалась, и у отдельных племён и народов могли быть свои иероглифы. Так появилась малая печать, или тэнсё – единая письменность для всего Китая.
Запись в тэнсё занимала слишком много времени, поэтому позже тэнсё был вытеснен новым, более удобным стандартом – канцелярским письмом 隷書 рэйсё, а затем – современным 楷書 кайсё, который мы можем увидеть в газетах, интернете, на вывесках магазинов.
Особенности стиля
По сравнению с современными иероглифами, знаки стиля тэнсё более вытянутые и аккуратные, а линии более тонкие и одинаковые по толщине. Тэнсё выглядит устойчивее и симметричнее – в отличие от стандартного стиля кайсё, в нём нет крючков и откидных черт.
В тэнсё всего два типа линий: прямые и изогнутые. Несмотря на простоту такого набора, запись иероглифов в этом стиле занимает немало времени. Чтобы достичь нужной устойчивости знаков, тэнсё требует вдумчивости и особенного внимания к балансу.
Благодаря своим особенностям иероглифы стиля тэнсё более мягкие и грациозные. Резкие угловатые повороты встречаются очень редко.
Если сравнить элементы иероглифов тэнсё и кайсё, мы заметим, что верхние элементы в тэнсё симметричны. Нижние, правые и левые, пусть и не так идеально, как верхние, тоже стараются подчиняться этому правилу.
Современное использование
Пусть сегодня пишут в совсем других стилях – стандартном кайсё и полускорописи, – тэнсё не исчез совсем. Его до сих пор используют для декорирования, каллиграфии и, конечно, для печатей.
Японские печати 判子 ханко заслуживают особого внимания. Личная печать в Японии используется вместо подписи или в дополнение к ней – почти у каждого японца есть такая, хотя бы одна. Для нужд разной важности существуют разные печати: от самой простой для повседневных дел, до специальной, зарегистрированной государством. Подробнее про печати ханко можно прочитать в нашей статье.
Но как такие личные печати защищены от подделывания? Если стиль один и тот же, иероглифы одни и те же – как защититься? Для этого в печатях часто используется особенная разновидность тэнсё – 印相 инсо:, созданная специально для печатей.
Знаки инсо более округлые, иероглифы могут соединяться между собой и с краем печати, что делает печать более защищённой от подделки.

Печать в инсо (слева) и тэнсё (справа)
Кроме этого, зарегистрированные государством печати уникальны. Образец печати обязательно хранится у государства, на случай попытки подделывания.
Источники:
Seal Script (篆書) — Smithsonian’s National Museum of Asian Art
Flowing with Grace: The Story of Seal-Script Calligraphy
Scripts Styles of Chinese Calligraphy: An Overview of Zhuan Shu (篆書)
Seal script — Small Seal script (小篆, shoten) — Beyond Calligraphy
Hanko Square
Hanko Seal (Inkan) in Japan | SME Japan | Business in Japan
印相体(吉相体)とは?メリット・デメリットと印鑑の書体の選び方 |脱印鑑応援ブログ「ハンコ脱出作戦」
Hanko: A Guide to Getting your Personal Seal in Japan | Tokyo Cheapo