Тэнсё, или письмо на печатях

Происхождение

Как и сами иероглифы, стили письма пришли в Японию из Китая. 篆書 тэнсё, каким мы его знаем сегодня, ещё называют стилем «малой печати». До него в древнем раздробленном Китае использовался стиль так называемой «большой печати» – 金石文字 кинсэкимодзи «знаки на металле и камнях», которые использовали для письма на бронзовых церемониальных сосудах.

Предшественник тэнсё — кинсэкимодзи
Предшественник тэнсё — кинсэкимодзи

После того, как династия Цинь в III веке до нашей эры объединила Китай, возникла потребность в единой письменности для управления таким большим государством. До этого письменность никак не контролировалась, и у отдельных племён и народов могли быть свои иероглифы. Так появилась малая печать, или тэнсё – единая письменность для всего Китая.

Запись в тэнсё занимала слишком много времени, поэтому позже тэнсё был вытеснен новым, более удобным стандартом – канцелярским письмом 隷書 рэйсё, а затем – современным 楷書 кайсё, который мы можем увидеть в газетах, интернете, на вывесках магазинов.

Иероглиф 水 мидзу «вода» в трёх стилях

Особенности стиля

По сравнению с современными иероглифами, знаки стиля тэнсё более вытянутые и аккуратные, а линии более тонкие и одинаковые по толщине. Тэнсё выглядит устойчивее и симметричнее – в отличие от стандартного стиля кайсё, в нём нет крючков и откидных черт.

Иероглиф 家 иэ «дом» в тэнсё и кайсё

В тэнсё всего два типа линий: прямые и изогнутые. Несмотря на простоту такого набора, запись иероглифов в этом стиле занимает немало времени. Чтобы достичь нужной устойчивости знаков, тэнсё требует вдумчивости и особенного внимания к балансу.

Благодаря своим особенностям иероглифы стиля тэнсё более мягкие и грациозные. Резкие угловатые повороты встречаются очень редко.

Если сравнить элементы иероглифов тэнсё и кайсё, мы заметим, что верхние элементы в тэнсё симметричны. Нижние, правые и левые, пусть и не так идеально, как верхние, тоже стараются подчиняться этому правилу.

Иероглифы 筆 «кисть, ручка», 先 «раньше», 授 «получать, давать» в тэнсё и кайсё

Современное использование

Пусть сегодня пишут в совсем других стилях – стандартном кайсё и полускорописи, – тэнсё не исчез совсем. Его до сих пор используют для декорирования, каллиграфии и, конечно, для печатей.

Японские печати 判子 ханко заслуживают особого внимания. Личная печать в Японии используется вместо подписи или в дополнение к ней – почти у каждого японца есть такая, хотя бы одна. Для нужд разной важности существуют разные печати: от самой простой для повседневных дел, до специальной, зарегистрированной государством. Подробнее про печати ханко можно прочитать в нашей статье.

Но как такие личные печати защищены от подделывания? Если стиль один и тот же, иероглифы одни и те же – как защититься? Для этого в печатях часто используется особенная разновидность тэнсё – 印相 инсо:, созданная специально для печатей.

Знаки инсо более округлые, иероглифы могут соединяться между собой и с краем печати, что делает печать более защищённой от подделки.

Печать в инсо (слева) и тэнсё (справа)

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту