В пучине развития искусственного интеллекта, споров о биоэтике и повсеместного использования генной инженерии мы всё чаще задумываемся: что такое человек? История этого философского вопроса насчитывает не одну сотню лет, однако массовой культуре эта тема стала известна сравнительно недавно. И главным образом об этом рассуждает научная фантастика. Столкновение инопланетян и людей, изобретение андроидов или биороботов, продление жизни с помощью технологий — чем не благоприятная почва для размышлений на тему того, что делает человека человеком?
Япония с её флёром киберпанка по праву считается одним из главных законодателей в научной фантастики. «Акира», «Евангелион», тема нашей сегодняшней дискуссии — «Призрак в доспехах» и множество других произведений дают свои интерпретации будоражащим философским вопросам о человеке. «Призрак в доспехах» глобально рассуждает о человеческом самоопределении, а «Невинность» обращает внимание на само понятие жизни через отношение человека к его творениям, которым он подарил существование. В таком случае, в чём различия робота и ребёнка?
Можно сказать, что лейтмотив дилогии — отражение. Поэтому в первом фильме зритель ищет в человеке робота, а в сиквеле наоборот старается увидеть в роботе человека. «Людей мучает сомнение: живое ли на самом деле то, что выглядит живым? Или же наоборот: то, где нет жизни, может ли быть живым? Куклы созданы по подобию человека, поэтому они пугают нас. Другими словами, они и есть люди», — рассуждает один из персонажей сиквела. Мотоко, главная героиня «Призрака в доспехах», имеет полностью кибернетическое тело и мозг, однако она — живой человек, потому что у неё есть «призрак», оставшийся от её прошлого тела, — некая индивидуальность, тяга к самоосознанию и собственная воля.
Главным визуальным аспектом «Невинности» стали куклы или марионетки. «Со временем смерть приходит даже к базарным марионеткам. Лишь порвутся их нити, они с грохом падают вниз», — звучит в «Невинности» цитата Дзэами Мотокиё, японского актёра и драматурга XV века. Для Осии Мамору, режиссёра этих картин, человеческая воля представляется иллюзией. Мы находимся в обществе, где каждое кажущееся человеку его собственным решение таковым не является. Любое действие на самом деле является продуктом решений других людей, которые в итоге объединяют нас нитью безволия. А в человеке наличие собственной воли является определяющим фактором. Отсюда и прозвище антагониста первой части — Кукловод. Он лишал людей собственной воли и сознания, взламывая их кибермозг.
Однако стоит вернуться к мотиву отражения. Если мы посмотрим на цветовой круг Иттена, то мы увидим, что противоположным синему цвету является оранжевый. Цветовая гамма «Призрака в доспехах» синяя, а сиквела — оранжевая.
Также в обоих фильмах окружение героя является его отражением. Мотоко, потерянная, сомневающаяся в своей человеческой природе, индивидуальности, находится в таком же безликом городе, где человек размывается на фоне технологического прогресса.
В «Невинности» Бато, напарник Макото из первой части и главный герой второй, закрыт в себе, одинок, и город вокруг него утопает в темноте. В конце «Призрака в доспехах» Мотоко уходит от Бато ночью, после этого в его жизни не осталось света. Он, как и весь отдел, где работала Мотоко, скучает и сожалеет, что она покинула их, поэтому окружение в соответствии с психологическим состоянием Бато мрачное.
Что может означать слово «Невинность» в названии сиквела? Роботы-гейши, вокруг которых идёт расследование Бато, предназначены для секса. Тем не менее, создатели загружают в них призраки реальных людей, а именно детей, чтобы сделать их более «настоящими». Можно интерпретировать название таким образом: невинные дети заключены в пороках человека. Но автор призывает зрителя к эмпатии в первую очередь к роботу, созданному человеком и похожему на него как две капли воды, а затем выброшенному на помойку. В такой парадигме не важно, ребёнок или робот — они оба творения людей. И автор объединяет их, чтобы ещё сильнее подчеркнуть их сходство.
«Призрак в доспехах» глобально рассуждает на тему эволюции. Через визуальное повествование это видно в последней битве первой части. Танк, с которым борется Мотоко, разрушает древо жизни, выгравированное на стене древнего здания. Это знаменует появление нового вида, витка эволюции — соединения машины и человека, то есть киборга. Сюжетно же это показывается в кульминации, когда Мотоко и Киборг становятся единым целым и чем-то новым с точки зрения природы. Неслучайно после объединения с Кукловодом Мотоко оказывается в теле ребёнка, что находит своё продолжение в сиквеле.
«Почему мы даём им человеческие тела? Ещё и идеальной формы. Почему люди так одержимы созданием своих подобий?» — звучат вопросы во второй части. Но, вернувшись в начало, зритель понимает, что Мотоко и Кукловод дают ясно понять, что не хотят быть просто копиями. Цель — не копирование, а создание чего-то нового, эволюции. И человек, и робот — всего лишь ступень в этом вечном процессе.