Датэ Масамунэ: могущественный даймё с севера

XVI век в Японии был временем внутренних войн. Сёгунат Асикага утратил свою силу и власть, императорский двор испытывал финансовые затруднения и не имел реального доступа к власти, страна раскололась на множество разных провинций. Их главы, даймё, бесконечно воевали друг с другом за территории, не доверяя никому. Этот период назывался Сэнгоку – «Эпоха воюющих провинций».

В то время в северной части Японии, которая называлась в то время Оу, одним из крупных родов, ведущих борьбу за влияние, был самурайский род Датэ. Его история восходит к Фудзивара – могущественному и большому клану, члены которого были императорскими регентами и сильнейшими политическими фигурами эпохи Хэйан (794–1185 гг).

Территория Оу

Род Датэ долгое время враждовал со своими северными соседями – самурайским родом Могами, который вёл своё начало от известного рода Минамото. Чтобы прекратить эту войну, они решили объединить свои кланы браком. В неспокойную эпоху Сэнгоку именно брак зачастую был способом обезопасить себя от нападения со стороны соседей. Дочь из рода Могами, Ёсихимэ, выдали за 16-го главу вражеского клана – даймё Датэ Тэрумунэ.

Датэ Тэрумунэ

В 1567 году у них родился сын, которого назвали Бонтэнмару. Согласно легенде, Ёсихимэ молилась о том, чтобы зачать сына, и во сне ей явился монах, попросивший пристанища в её утробе и передавший ей бумажную связку молитв, которая называется 梵天 бонтэн. Ну а 丸 мару – стандартный суффикс для детских имён того времени. Бонтэнмару рос в замке Ёнэдзава в провинции Дэва, ныне префектура Ямагата.

Современная территория замка Ёнэдзава
Карта территории Ёнэдзавы

Детство и взросление

В возрасте 5 лет Бонтэнмару заболел оспой – тяжёлой болезнью, смертность от которой тогда была выше, чем 50%. К счастью отца, его единственному наследнику удалось выжить, но в результате болезни он потерял правый глаз. Позже, когда Бонтэнмару вырастет, он получит своё знаменитое прозвище – 独眼竜 докуганрю:, Одноглазый дракон.

Дошедшие до наших дней изображения демонстрируют Масамунэ с двумя глазами. Это его собственное пожелание, ведь только плохой сын может потерять то, что дано ему родителями.

Его отец Тэрумунэ также пригласил Косая, известного монаха школы дзэн, чтобы тот был наставником юного Бонтэнмару. Он преподавал ему китайские науки, литературу и буддийское учение, а также учил тому, каким должен быть хороший военачальник. Он обучал его терпению и выдержке, чтобы вассалы всегда равнялись на своего господина. «Если тебе больно – говори, что не больно; если грустно – смейся; если тебе жарко – говори, что холодно», – учил Косай. Его уроки остались с Бонтэнмару на всю его жизнь.

Ещё одним наставником стала его кормилица Катакура Кита – она была умела в военном деле и обращении с оружием, была крайне образованной и обладала хорошей политической хваткой и острым умом, которые позже не раз послужили на благо семьи Датэ.

В 1577 году состоялась церемония совершеннолетия гэмпуку. 10-летний Бонтэнмару вступил во взрослую жизнь и получил новое имя – Датэ Тодзиро Масамунэ. Так назвал его отец в честь 9-го главы клана Датэ, которого тоже звали Масамунэ.

С самого детства Масамунэ получал лучшее образование, которое только мог предложить ему его отец. Для воинов эпохи Сэнгоку, как ни странно, важны были не только военные навыки, но и познания в более тонких искусствах. Хотя провинции постоянно воевали друг с другом, Сэнгоку был временем определённого подъёма культуры – была популярна китайская поэзия и культура дзэн. Масамунэ с детства хорошо разбирался в литературе, китайской и японской поэзии.

Взрослеть в эпоху Сэнгоку приходилось быстро – уже в в 1579 году юного наследника женили на Мэгохимэ, единственной дочери Тамуры Киёаки из замка Михару (ныне префектура Фукусима). Масамунэ тогда было 12 лет, а его невесте – 10 лет. А уже в 15 он участвовал в своей первой битве с кланом Сома, с которым в то время то и дело сталкивался род Датэ.

Глава рода Датэ

Когда Масамунэ исполнилось 18 лет, его отец передал ему бразды правления кланом. И это было неожиданно вовремя – уже в следующем году Тэрумунэ, отец Масамунэ, погиб. Хатакэяма Ёсицугу из провинции Муцу, сдавшийся клану Датэ, посещал Тэрумунэ, а когда возвращался, взял его в заложники, попытавшись увезти в свой замок. Масамунэ, в то время находившийся в отъезде, не успел спасти отца. До сих пор точно неизвестно, что тогда случилось, но итог был один – когда Масамунэ приехал, его отец был уже мёртв.

После этого Масамунэ занялся активным расширением своих территорий. Подчинив себе враждебные кланы, он правил половиной области Оу, и власть его распространялась на территории современных префектур Фукусима, Ямагата и Мияги. Под его руководством клан Датэ стал одним из самых богатых кланов Японии.

Префектуры Фукусима, Ямагата и Мияги

Масамунэ был силён и умён, и среди северных даймё, пожалуй, ему не было равных. Однако опасность таилась не снаружи, а внутри клана Датэ. В 1590 году, когда Масамунэ было 23 года, его мать Ёсихимэ решила отравить его.

У Масамунэ был младший брат Кодзиро, и Ёсихимэ, как говорят, любила его больше, чем своего первенца. Считается, что она, желая сделать Кодзиро новым главой клана Датэ, отравила Масамунэ. Однако тому удалось выжить, и он собственноручно убил младшего брата, а мать отправил в ссылку.

Впрочем, нельзя судить, насколько эта история действительно соответствует правде. Кодзиро действительно умер в том году, но неизвестно, как именно – есть также рассказы о том, что он убил себя сам, взяв на себя вину за отравление. Однако письма, которыми обменивался Масамунэ со своей матерью, были полны любви, по ним совсем нельзя сказать, что между ними были какие-то проблемы. Поэтому возникла ещё одна теория – на самом деле это отравление Масамунэ организовал сам, чтобы использовать его в качестве алиби. Однако зачем же это было нужно?

Масамунэ и Хидэёси

В эпоху Сэнгоку жили ещё три важные личности – три объединителя Японии. В то время как страна, расколовшись на множество частей, погрязла в войне, они стремились вернуть ей единство. Эти трое – Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Вот они слева направо: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу

Масамунэ родился под конец Сэнгоку, он был младше всех трёх объединителей примерно на 30 лет. Он был настолько успешным даймё, что про него говорят, что если бы он родился пораньше, история Японии могла бы быть совершенно другой.

Лицо Масамунэ, воссозданное с помощью компьютерной графики по его черепу. Согласно экспертам, которые исследовали останки даймё, его рост составлял всего 159 см, что было средним ростом на тот момент.

Отец Масамунэ поддерживал Оду Нобунагу, однако тот умер, преданный своим вассалом, и место лидера занял Тоётоми Хидэёси. В том же 1590 году, когда произошло отравление Масамунэ, Хидэёси осаждал замок Одавара. В нём укрепил свои позиции клан Ходзё – один из самых могущественных кланов той эпохи, в котором Хидэёси видел угрозу для своей власти. Хидэёси призвал себе на помощь клан Датэ, но Масамунэ всё никак не приезжал.

Замок Одавара

Дело в том, что его отец Тэрумунэ был в союзе с кланом Ходзё, а для Масамунэ было бы логичным встать на сторону победителя, кто бы им ни оказался. Тут мнения и расходятся – либо Масамунэ был занят в это время расследованием своего отравления, либо он использовал его как объяснение тому, что долго не решался отозваться на призыв Хидэёси.

Как бы то ни было, когда Масамунэ приехал к Одаваре, осада уже закончилась победой Хидэёси. В биографии Масамунэ это очень известный эпизод. Хидэёси, разумеется, был крайне недоволен и даже разозлён, а злить такого могущественного человека в те времена – верное самоубийство. Говорят, что Масамунэ приехал к нему в белых погребальных одеждах, демонстрируя, что готов к смерти за свою медлительность. Хидэёси же помиловал его со словами: «Ещё чуть-чуть – и ты лишился бы головы».

Эта уловка, как ни странно, сработала и во второй раз. Через несколько лет Масамунэ, ослушавшись законов Хидэёси, вновь прогневал его, но вновь был прощён, самостоятельно придя на покаяние. Он лишился части своих территорий, но сохранил жизнь.

Известный актёр Ватанабэ Кэн в роли Масамунэ в исторической дораме Dokuganryu Masamune от NHK (1987 год)

До конца жизни Хидэёси Масамунэ оставался верен ему. Он также участвовал в развязанной им Корейской войне (1592–1598 гг.), отправив на неё солдат вдвое больше, чем его просили. Однако Хидэёси умер через несколько лет, и вокруг его наследия вспыхнула борьба за власть над Японией. 33-летний Масамунэ вновь встал на правильную сторону и поддержал Токугаву Иэясу, который после завершил объединение страны и основал новый сёгунат, чьё правление длилось более двухсот лет.

Через год после победы Иэясу, в 1601 году, Масамунэ начал строительство замка Сэндай (ныне город Сэндай, префектура Мияги) и переехал в него в 1603 году.

Восстановленная крепостная стена замка, который также зовётся замок Аоба. Сам замок был разрушен

Вступая в эпоху Токугава

В том же году Токугава Иэясу стал сёгуном, и страна вступила в эпоху Эдо (1603–1868 гг.). Земли Масамунэ стали называться княжеством Сэндай (или княжеством Датэ), а сам он стал его первым даймё. Сэндай был третьим по величине княжеством Японии и самым большим княжеством севера.

Территория княжества Сэндай

После многих лет бесконечных распрей и войн в Японии наконец началась эра мира. Масамунэ перенаправил свою энергию в более мирное русло – на улучшение того, что у него уже было. Он также интересовался христианством – новой для Японии религией – и в 1613 году отправил в Европу посольство, чтобы установить дипломатические и торговые связи. Его самурай Хасэкура Цунэнага стал первым японцем, который побывал в Европе с дипломатической миссией.

Клод Деруэ, «Хасэкура Цунэнага в Риме» (1615 год )

Путешествие Хасэкуры заняло 7 лет, однако его результаты оказались ненужными. Сёгунат Токугава издал закон, запрещающий исповедовать христианство, а следующее посольство из Японии в Европу состоялось только в 1862 году, более 200 лет спустя.

В 1614–1615 годах Токугава Иэясу осадил Осаку, стремясь победить сына и наследника Тоётоми Хидэёси, чтобы окончательно установить власть своего сёгуната над страной. 47-летний Масамунэ прибыл ему на помощь, и то была последняя битва, в которой ему довелось участвовать. Токугава Иэясу вышел победителем и наградил Масамунэ за помощь, а его старшему сыну Хидэмунэ даровал княжество Увадзима, которым род Датэ правил вплоть до 1871 года.

8-й правитель княжества Увадзима, Датэ Мунэнари

После того, как Иэясу избавился от сына Хидэёси, его власть над Японией стала окончательной, а Масамунэ стал видным и могущественным даймё при сёгунате. Он сосредоточился на развитии Сэндая, создавая инфраструктуру, поддерживая культуру и устанавливая законы.

Храм Осаки Хатимангу в городе Сэндай, основанный Масамунэ, признан национальным достоянием Японии

Столица, город Эдо (ныне Токио), из-за роста населения в то время переживала серьёзную нехватку риса. Процветающий Сэндай же отправлял его в Эдо в таких количествах, что в какой-то момент сэндайский рис составлял одну треть всего риса, потребляемого в столице.

Поздние годы и смерть

С тех пор и до конца своей жизни Датэ Масамунэ сосредоточился на управлении своим княжеством. От жены Мэгохимэ и наложниц у него родилось больше десяти детей. Его первенец Хидэмунэ правил Увадзимой, так что наследовать Сэндай должен был его второй сын, Тадамунэ.

Примерно с 1634 года, когда Масамунэ было 67 лет, его самочувствие ухудшилось. В 1636 году он отправился в Эдо по традиции санкин котай, которую установил сёгунат Токугава. Согласно ей даймё должны были жить один год дома, а один – в столице. Таким образом сёгунат поддерживал контроль над даймё.

Когда Масамунэ прибыл в столицу, третий сёгун, Токугава Иэмицу, был поражён его плохим самочувствием. Говорят, что сёгун вызвал множество врачей и велел в храмах и святилищах столицы молиться о выздоровлении Масамунэ. Однако ему не стало лучше, и Иэмицу лично отправился в резиденцию Масамунэ в Эдо, чтобы навестить его.

В том же году Масамунэ скончался, ему было 70 лет. Причиной его смерти считают рак пищевода или перитонеальный канцероматоз (опухоль брюшины). Он до последних дней продолжал заниматься делами. Его жена Мэгохимэ хотела приехать к нему в Эдо, но он отказывал ей, не желая, чтобы она видела то, как он умирает.

Статуя Масамунэ в храме Дзуйган-дзи в Мацусиме, вопреки желанию даймё изображающая его с одним повреждённым глазом. Статуя сделана по заказу Мэгохимэ, говорят, она так сильно любила мужа, что повелела изобразить его настоящий облик.

После смерти Масамунэ сёгун объявил в столице недельный траур. Его уход оплакивали другие даймё и вассалы клана Датэ, некоторые из которых даже покончили с собой, чтобы уйти вслед за любимым господином.

Наследие

Чтобы отправиться по следам Масамунэ, достаточно приехать в Сэндай – там есть множество мест, связанных с известным даймё.

Памятник Масамунэ в Сэндае

Здесь же располагается его усыпальница, построенная его сыном Тадамунэ, – Дзуйходэн. К сожалению, она сгорела во время Второй мировой войны, но в 1979 году была восстановлена по сохранившимся материалам и фотографиям.

Дзуйходэн входит в список национальных сокровищ Японии

Со времён Датэ Масамунэ прошло уже много столетий, но его прямые потомки до сих пор живут в Японии. Нынешний, 34-й глава клана Датэ – Датэ Ясумунэ, прямой потомок Масамунэ. Он родился в 1959 году, вырос в Токио и переехал в Сэндай. Ясумунэ – эксперт в истории, он занимается восстановлением исторического наследия своего рода. Именно он консультировал NHK при создании дорамы Dokuganryu Masamune.

Ясумунэ в интервью для дорамы. Актёры посетили мероприятие в Дзуйходэне, приуроченное ко дню смерти Масамунэ
Ясумунэ на интервью в 2018 году
Ясумунэ также открывает шествие фестиваля Аоба мацури, который проходит в Сэндае ежегодно в середине мая

Ещё один потомок Масамунэ – модель, мисс Японии 2018, финалистка конкурса «Мисс мира 2018» Датэ Канако. Она родилась в 1996 году, говорит на 5 иностранных языках: английском, французском, немецком, испанском и корейском, а также училась на факультете юриспруденции одного из самых престижных университетов Японии, университета Кэйо. Канако также занимается стрельбой из лука, традиционными танцами и игрой на кото – традиционном японском музыкальном инструменте. В 2022 году она поступила в Школу бизнеса при университете Васэда.

Датэ Канако

Отличительной особенностью облика Датэ Масамунэ были его знаменитые доспехи, которые легко узнаются среди других японских доспехов. Они были полностью чёрными, а шлем венчала золотая пластина в форме растущей луны. Его стильные доспехи часто выделяли его среди других даймё.

Доспехи Масамунэ из музея города Сэндай

Считается также, что именно эти доспехи, вкупе с изысканными манерами своего хозяина, могли стать причиной появления в японском языке выражения 伊達者 датэся или датэмоно. Оно описывает хорошо одетого человека, который сразу же бросается в глаза, модника и дэнди.

А ещё знаменитый чёрный шлем имеет определённое сходство с… не менее знаменитым шлемом Дарта Вейдера. Говорят, что кто-то, участвовавший в производстве «Звёздных войн», запросил фото шлема Масамунэ из музея в Сэндае. Непонятно, действительно ли это так или то простая байка, но чем-то они действительно похожи.

 

Шлем Масамунэ и шлем Дарта Вейдера

Что касается поп-культуры, то она до сих пор отдаёт Масамунэ должное, не в силах забыть его. Прославленный даймё много раз появлялся в фильмах, книгах, играх, а также аниме и манге.

Неожиданно милый Масамунэ из аниме Masamune Datenicle
Датэ Масамунэ – один из главных героев игр и аниме Sengoku Basara
Одноглазый дракон в отомэ-игре Sengoku Night Blood, коротко просто Senbura. В ней клан Датэ – оборотни, а Тоётоми Хидэёси с Одой Нобунагой – вампиры. У игры также есть аниме-адаптация
Масамунэ в игре Nioh
Манга-ёнкома про детство Датэ и его верного соратника Катакуры Кагэцуны – Masamune-sama to Kagetsuna-kun

Масамунэ вообще можно встретить буквально где угодно, даже если он… баклажан. Ведь именно в честь него назван сорт Бонтэнмару, который выращивают в Ямагате, некогда Ёнэдзаве.

Масамунэ сильно изменился за лето…

Эпоха Сэнгоку оставила в истории Японии немало выдающихся лидеров, и Датэ Масамунэ – по праву один из известнейших. Он был хорошим стратегом, любимым своими вассалами, умелым как на поле боя, так и в мирных делах. Он умел не только воевать и разрушать, но и строить и созидать. Масамунэ хорошо разбирался в литературе и поэзии, обладал изящным слогом и оставил после себя более 2000 писем, которые расходились по всей стране. Он разбирался в еде и хорошо готовил сам, а также был заядлым курильщиком.

Наследие Масамунэ настолько огромно, что его бывает трудно охватить разом. И кто знает, может, история Японии действительно была бы совершенно другой, если бы он родился на пару десятилетий раньше…

Предсмертное стихотворение Масамунэ:

Луна души,
Не омраченной облаками,
Пролей свой свет
На этот зыбкий мир
И тьму его рассей!
(пер.: Чигиринская О.А.)

Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту