凌雲閣 рё:ункаку с японского переводится как «заоблачная башня» или «башня, достигающая облаков». На самом деле таких башен две: в Токио и в Осаке. Хоть в Осаке Рёункаку появился на год раньше, чем в Токио, именно вторая башня получила наибольшую популярность.
История
Башня Рёункаку в Токио была построена в 1890 году в эпоху Мэйдзи и представляла собой первый японский небоскрёб в европейском стиле. Автором проекта выступил британский инженер и фотограф Уильям Бёртон, который большую часть своей жизни провёл в Японии.
Восьмиугольное здание из красного кирпича достигало высоты в 52 метра и имело 12 этажей. На каждом этаже было электрическое освещение. Это первое здание в Японии, оснащённое лифтами, которые работали с первого по восьмой этаж. Лифты были разработаны Фудзиокой Итисукэ – одним из основателей компании Toshiba.
Башня Рёункаку стала самым крупным развлекательном центром Японии. На верхних этажах находились смотровые площадки. Панорамный вид на всю равнину Канто был главной достопримечательностью. В ясный день можно было также наблюдать гору Фудзи. Невероятное множество магазинов, ресторанов, кафе и баров располагалось на остальных этажах здания. Кроме того, именно здесь проводили различные культурные мероприятия, такие как выставки и концерты. А в 1891 году в Рёункаку даже прошёл конкурс красоты среди женщин, для которого известный фотограф Огава Кадзумаса предоставил снимки около 100 девушек.
Однако «визитной карточке» Асакусы суждено было исчезнуть. Уже в 1894 году её поразило первое землетрясение. Конструкция была ослаблена, поэтому её укрепили стальными балками. К сожалению, это не спасло Рёункаку от великого землетрясения Канто в 1923 году. В результате катастрофы башня была настолько повреждена, что её пришлось снести полностью.
Фундамент Рёункаку в Асакусе обнаружили на строительной площадке в 1980 году. А недавно, в 2018 году, аналогичные остатки фундамента из красного кирпича нашли на соседней площадке во время февральского фестиваля. Новости об этом так быстро распространились, что многие люди пришли хотя бы мельком увидеть то, что осталось от давно утерянной башни. Однако фундамент не может считаться культурной ценностью, тем более в подобном состоянии. Интересно, что в середине 2013 года планировали построить копию башни уже в качестве части театра. Она должна была находится чуть дальше оригинального здания. Открытие было запланировано на 2014 год, но оно не состоялось из-за резкого увеличения стоимости строительства. Сейчас, к сожалению, актуальной информации по этому вопросу нет.
В массовой культуре
Несмотря на то, что люди уже не могут посетить здание, оно оказало большое влияние на них и осталось в памяти. Многие художники и литераторы стали изображать Асакусу по-своему. Образ яркого хаотичного квартала, в частности Рёункаку, который манил разных людей, независимо от их статуса, позволял воображению творцов разыграться.
Первым, кто решил написать об Асакусе, наполнив её некой мистической атмосферой, был Танидзаки Дзюнъитиро. В 1911 году он опубликовал своё произведение 秘密 Химицу, что с японского означает «секрет, тайна». Главный герой мечтает попробовать более нетрадиционный и причудливый образ жизни. Ему удаётся снять комнату в монастыре при буддистской секте, который находится на окраине Асакусы. Странный район, над которым грозно нависает тень двенадцатиэтажной башни – картина поистине мрачная. Автор изобразил контраст между монастырем и Рёункаку, олицетворяющих старый и новый Токио. Главный герой предаётся таким увлечениям как приобретение различных детективных книг, переодевание в женщину. В таком виде он спокойно ходит по городу, и кажется, что квартал его принимает и не осуждает. Далее герой встречает женщину, скрытностью которой он увлёкся. Звучит интригующе, согласитесь? Однако критики оценили произведение как довольно скучное, тем не менее, благодаря Танидзаки, Асакуса открылась с новой стороны.
Следующее произведение принадлежит Эдогаве Рампо – «Путешественник с картиной» 1929 года. По сюжету рассказчик возвращается домой на поезде. Там он встречает мужчину – единственного пассажира, кроме него самого. Какое-то время они ехали вместе, но неожиданно мужчина развернул кусок ткани, закрывавший картину. Далее по сюжету они беседуют.
Мужчина рассказывает о том, как его брат каждый день приходил на смотровую площадку Рёункаку, откуда он наблюдал за храмом, где жила прекрасная девушка. Но оказалось, что девушка, хоть и выглядит настоящей, всё же является частью картины из храма, где была изображена О-Сити и её возлюбленный. Опьянённый любовью к О-Сити, брат мечтал оказаться на картине рядом с ней. И тут он вдруг попросил мужчину посмотреть на него с другого конца бинокля. Фигура брата стала уменьшаться и каким-то невероятным образом оказалась рядом с О-Сити вместо её возлюбленного. С тех самых пор он везде таскает картину с собой, чтобы люди на ней могли попутешествовать. Мужчина был рад за них, но его омрачало то, что, в отличие от вечно юной девушки, его брат оставался живым человеком и продолжал стареть.
В произведении сама башня описывается как странное и даже загадочное здание. Вполне возможно, что все эти мистические, не поддающиеся никакой логике события произошли именно под влиянием атмосферы Рёункаку и злосчастного бинокля. Тут мы снова наблюдаем сочетание нового и старого, которое творит настоящую магию.
Конечно, не только в литературе, но и в аниме так или иначе была показана башня. Например, первый сезон Kimetsu no Yaiba, где впервые был показан квартал Асакуса. По прибытии главного героя и его друзей в Токио нам сразу показывают главные достопримечательности района: сад и башню Рёункаку.
Также следует отметить проект Despera, над которым уже достаточно долгое время трудились дуэт художника Ёситоси Абэ («Эксперименты Лэйн», «Союз серокрылых») и режиссёра Накамуры Рютаро («Охота на призраков», «Путешествие Кино: Прекрасный мир»). Работа началась ещё в 2009 году, но по причине смерти Накамуры была приостановлена. По последним новостям 2018 года известно, что будущему аниме не хватает только финансирования, но Ёситоси верит, что картина всё же выйдет в свет. Сюжет повествует о девочке Эйн, живущей на нулевом этаже Рёункаку. Она создаёт механизмы, значительно опережающие своё время. Её изобретения спонсирует главный герой по имени Такэсита. Аниме сочетает в себе атмосферу эпохи Тайсё (1912-1926 гг.) и научную фантастику. И снова Рёункаку выступает в качестве символа прогресса и модернизации.
Игровая индустрия не обошла легендарную Асакусу и Рёункаку. В визуальной новелле Taishou Mebiusline 2012 года прогресс страны показан несколько иначе и скорее связан с мистикой, чем с технологиями. По сюжету главный герой прибывает из своей деревни в столицу, чтобы учиться и успешно закончить Токийский университет. Однако как только он оказывается в Токио, его жизнь меняется словно по щелчку пальцев: военные конфликты, загадочный «Клан Пяти Мячей», тайна, связанная с болезнью императора, а также его собственная способность видеть призраков затягивают главного героя в водоворот испытаний и опасностей, где каждое действие может привести к изменениям не только его судьбы, но и всей Японии. В новелле Рёункаку олицетворяет собой с одной стороны прогресс, способный привести Японию к процветанию, а с другой стороны сосредоточение злой мистической силы, которая может её погубить.
Конечно, легендарный небоскрёб вернуть невозможно, но люди помнят о нём. Рёункаку – невероятная достопримечательность, символ прогресса в области науки и технологий. А кроме того, уникальный и неоднозначный образ, ставший для многих вдохновителем, позволяет создавать невероятные картины, которые знакомят нас ближе с японской культурой.
Источники
A Fallen Landmark and the Literary Imagination: — The Ryounkaku in Modern Japanese Literature
Ryounkaku (Twelve-Storeys Tower), Asakusa
ASAKUSA’S RYOUNKAKU TOWER FOUNDATIONS UNEARTHED AT CONSTRUCTION SITE
Эксперименты Эйн: аниме Despera — шедевр, который никто никогда не увидит