Искусство Японии, в частности изобразительное, имеет собственную долгую историю. Когда в страну попали западные картины и художественные техники, жанр картин, написанных традиционными техниками с использованием традиционных материалов, стал называться 日本画 нихонга. А вся живопись в западном стиле получила название 洋画 ё:га.
Акварель пришла в Японию в конце эпохи Эдо (1603–1868 гг.) – начале эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.). На японском языке она называется 水彩画 суйсайга – это слово состоит из иероглифов «вода», «краска» и «картина». У неё было и название 水絵 мидзу-э – «водные картины», например, именно так назывался журнала про акварель, который с 1905 года выпускал известный японский акварелист Осита Тодзиро.
Акварель стала по-настоящему популярной в 1890–1900-х годах, когда в стране появились свои художники, пишущие в этой технике. Познакомимся с самыми яркими из них.
Осита Тодзиро (1870–1911 гг.)
Оситу считают тем, кто сыграл наибольшую роль в популяризации западного искусства акварели в Японии.
В 1892 году в Японии прошла выставка акварельной живописи, среди участников которой были такие художники, как Альфред Парсонс и Джон Варли-младший. Она произвела большое впечатление на Оситу, и он решил и сам заняться акварелью.
Он писал пейзажи, путешествуя по всей Японии. Как и многие другие художники, он хотел учиться западной живописи за границей, но в Европе и Америке ему так и не довелось побывать. Зато он посетил Австралию, где лишь укрепилось его желание писать уникальные пейзажи родной страны.
Однако Осита стремился не только рисовать сам, но и учить этому других. В 1905 году он выпустил книгу «Пособие по живописи акварелью», которая приобрела большой успех и стала первым японским пособием по акварели, и основал собственное издательство (ныне издательство «Бидзюцу Сюппансяс в Токио). Он также выпустил журнал «Мидзу-э» и в 1907 году основал Японский институт акварели.
Миякэ Кокки (1874–1954 гг.)
Миякэ заинтересовался акварелью благодаря той же выставке, на которой был Осита, где они и познакомились. Он стал первым японским акварелистом, который поехал учиться за рубеж – в 1897 году он переехал в США и учился в Йельской школе искусств при Йельском университете. Он также побывал в Англии и позже несколько раз ездил в Европу и США.
Художник стремился популяризировать акварель в Японии и написал несколько книг об этой технике. Он также писал про свои путешествия и увлекался фотографией.
Миякэ неустанно работал на протяжении трёх эпох, в которых жил (Мэйдзи, Тайсё, Сёва) и выставлялся до самой смерти. В 1951 году Японская академия искусств наградила его за многолетний вклад в искусство.
Ёсида Хироси (1876–1950 гг.)
Ёсида был приёмным сыном художника, который рисовал в западном стиле и работал преподавателем. После окончания школы Хироси продолжил изучение западной живописи, но в акварель пришёл после знакомства с Миякэ Кокки, состоявшегося в 1894 году.
В 1899 году Ёсида принял участие в «Выставке акварельной живописи японских художников», которая прошла в США в Детройтском институте. В 1900 году он выставлялся в Музее изящных искусств в Бостоне, а потом путешествовал по странам Европы.
Художник специализировался на пейзажной живописи, особенно любил горы и здания, а также часто рисовал ночные пейзажи. В 1920 году Ёсида познакомился с Ватанабэ Сёдзабуро, который создавал гравюры, и в его типографии начал также заниматься изготовлением гравюр на дереве. Однако уже в 1923 году случилось Великое землетрясение Канто, из-за которого многие работы были уничтожены, и художник уехал в США. Он обнаружил, что там продают гравюры низкого качества по высоким ценам, и с тех пор активнее принялся за изготовление гравюр.
Когда же он вернулся в Японию, то начал выпускать гравюры с пейзажами Европы и США. После Второй мировой войны его мастерская была популярна среди американских солдат, и её посетил даже Главнокомандующий союзными оккупационными войсками Дуглас Макартур. Ёсида проводил экскурсии по своей мастерской и давал офицерам мастер-классы по гравюре. В итоге за ним закрепился больше образ мастера укиё-э, хотя акварелью он тоже некогда увлекался. И именно его работы, пожалуй, больше всех остальных художников в нашем списке известны на Западе.
Маруяма Банка (1867–1942 гг.)
В эпоху Мэйдзи акварель в Японии была чем-то новым, а круг художников небольшим, так что неудивительно, что там почти все друг друга знали. Вот и карьера Маруямы началась со знакомства с Ёсидой Хироси в 1895 году. Восхитившись его акварелью, он и сам решил ей учиться. Позже они даже вместе ездили в Японские Альпы, чтобы писать местные пейзажи.
Ещё позже он познакомился с Миякэ Кокки и по его совету отправился в США, где участвовал в нескольких выставках, и в Европу. Он также принял участие в основании Японского института акварели вместе с Оситой Тодзиро.
Маруяма ездил по всей Японии с лекциями и мастер-классами, рассказывая людям про акварель. Больше всего он любил пейзажи родной деревни, называя себя «сельским художником». Он также хорошо разбирался в растениях, интересовался стихотворениями хайку и дружил с Симадзаки Тосоном – известнейшим писателем и поэтом того времени.
Японская акварель сегодня
В XX веке у японцев появилась не только западная, но и собственная акварель под названием 顔彩 гансай. Вот только используется она в нихонге, японской живописи, а не в западной. Она отличается и по составу: поскольку в традиционной живописи используется рисовая бумага васи, западная акварель для неё не подходит.
Гансай менее прозрачная и более яркая. Кюветы для неё больше, так как и сама японская кисть для рисования больше. Два самых известных производителя – Kuretake и Kissho. «Гансай тамби» от Kuretake можно купить и в России.
Благодаря упорным трудам первых энтузиастов акварель сейчас известна по всей Японии, и в истории страны было немало художников, творивших в этой технике. Работы первых акварелистов тоже не забыты: их до сих пор выставляют по всей стране в музеях и галереях.