電波ソング Дэмпа-сонгу – это сленговый термин, которым обозначают вид музыки, странной, но запоминающуюся. И, конечно же, у неё есть свои особенности. Во-первых, вокал в таких песнях кажется фальшивым. Он намеренно высокий, часто в песнях можно услышать крики или бормотание. Во-вторых, мелодия: куча звуковых эффектов, чрезмерное количество битов. В-третьих, если обратить внимание на тексты, то вы вряд ли найдёте там глубокий смысл или хоть какой-то смысл.
История возникновения
Первоначально термин «дэмпа», который можно перевести как «электромагнитные волны», не имел ничего общего с музыкой, а был связан с одним тёмным делом, которое произошло в 1981 году – убийством на улице Фукагава. Кавамата Гундзи, употребив запрещённые вещества, убил несколько человек. Само по себе преступление нельзя было назвать загадочным или невероятным, но то, как преступник пытался оправдать себя в суде, заслуживает отдельного упоминания. Помимо того, что Кавамата ссылался на своё сумасшествие, он говорил, что электромагнитные волны(те самые «дэмпа») велят убивать ему людей.
И вот уже в 90-х годах в японской культуре появился термин «дэмпа», который, что естественно, ассоциировался с чем-то негативным. Кроме того, появился новый термин 電波系 дэмпа-кэй для обозначения странных, пугающих личностей. Ходили слухи, что эти люди безумны и обладают сверхчеловеческими способностями благодаря электромагнитным волнам.
Со временем такая музыка стала своего рода ассоциацией с отаку, а «сердце» субкультуры, квартал Акихабара – сценой музыки дэмпа. Неудивительно, ведь именно отаку всегда считались замкнутыми и как бы отделёнными от общества людьми.
Поначалу дэмпа являлась всё же жуткой музыкой и не воспринималась никак иначе. Однако после появления на сцене группы в 2000-х годах Under17, которая сумела обрести популярность, дэмпа-песня стала восприниматься в более позитивном ключе.
У читателя может возникнуть вопрос: чем данные композиции привлекают людей? Многие говорят, что такая музыка «гипнотизирует» слушателя и заставляет возвращаться к песням снова и снова. Однако очевидно, что здесь нет никакой мистики. Песни энергичные и яркие, полные безумия и даже хаоса. Они запоминаются, и это факт. А касаемо нравятся или не нравятся – это уже дело вкуса.
Есть J-pop, где в песнях вокал, который часто звучит мило или даже немного по-детски. Если послушать дэмпа, то можно обнаружить примерно то же самое. Несмотря на это, дэмпа-песня – далеко не разновидность J-pop, а отдельное направление, поскольку, в отличие от первого, является андеграундной тенденцией.
В массовой культуре
Чаще всего такую музыку можно услышать в японских музыкальных играх, которые называются ритм-играми (от англ. Rhythm game). Сами игры бывают разных видов, но во всех важно наличие чувства ритма у игрока. На экране поочерёдно появляются указания, куда и на какую кнопку нажать, не забывая при этом о том, что они должны быть синхронизированы с музыкой. Самым известным представителем этого жанра является Beatmania IIDX 1997 года, а также игра Osu! 2007 года, которую многие знают и любят.
Дэмпа-песни встречаются не только в играх, но и в аниме.Возможно, они встречаются там не так уж и часто, но из-за того, что такая музыка невольно обращает внимание на себя, то появление дэмпа-песен не назовёшь удивительным. Некоторые популярные группы, которые делают опенинги к аниме, можно отнести к музыке дэмпа. Например, группа Momoiro Clover Z исполнила недавно завирусившийся эндинг к аниме «В ракуго только девушки» 2012 года, который можно отнести к дэмпа.
Также можно отметить такие аниме, как «Вторжение Кальмарки», «Прикончи меня, детка», «Бездельные дни старшеклассницы». Согласитесь, даже названия у них звучат странновато и абсурдно.
Не только настоящие айдолы, но и виртуальные, известные по всему миру вокалоиды, не остались в стороне от этого направления. Многие их песни характеризуют как странные из-за специфического неестественного вокала. Кроме того, мелодии тоже можно назвать необычными. Однако просто отнести все песни вокалоидов к музыке дэмпа будет ошибкой, ведь смысл в этих песнях всё же есть. А если вспомнить целые серии клипов, которые рассказывают различные истории, то можно убедиться в том, что продюсеры вокалоидов создают мини-миры, каждый со своей тематикой и идеей.
Однако, как уже было сказано ранее, у вока-продюсеров всё же есть песни этого направления.
С популярностью аниме и игр на Западе японская музыка также обрела особую значимость. Помимо известных J-pop и J-rock, популярными стали такие жанры как Visual Kei, который передаёт смысл песни не только через лирику, но и визуальную составляющую, и Japanese noise, который даже является отдельной субкультурой, особенно популярной в Америке. Что касается дэмпа-песен, возможно, они так и останутся музыкой для узкого круга людей. Однако тот факт, что такие композиции пишутся для различных аниме и игр, говорит о том, что это направление играет далеко не последнюю роль для массовой культуры Японии.