Истоки
モダンガール модан га:ру от англ. modern girl (или сокращённо «мога»), то есть «современная девушка» – это японский эквивалент флэпперов (flappers, досл. «хлопушки» – эмансипированные девушки 1920-х годов) в США или гарсонов (garçonnes, досл. – «пацанки», эмансипированные девушки 1920-х годов) во Франции. Японские модницы отказались от традиционных кимоно, а вместе с этим и от консервативных ценностей.
Продолжающаяся ещё с эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг., Япония уходит от самоизоляции и начинает развиваться под влиянием западных идей) вестернизация заставляла японское общество постепенно переосмыслить традиционные принципы. И в этом смысле можно с уверенностью сказать, что модан гару были отражением времени, в котором они жили, времени перемен.
Общественная оценка
Модан гару были не очень многочисленны, но сам образ имел важное значение для массовой культуры. Неслучайно в 1920-х в Японии произошёл настоящий взрыв различных медиаиндустрий. Кино стало популярной и общедоступной формой развлечения, расширялась музыкальная индустрия, а миллионы японцев зачитывались журналами и газетами.
Образ и взгляды «современных девушек» распространялись через эти недавно появившиеся средства массовой информации и побуждали японок подражать одежде, причёскам и жизненным позициям красавиц с экрана.
В СМИ модан гару символизировали богатство и личную свободу. Образ модан гару часто использовался в рекламе, особенно косметических продуктов. Популярные женские журналы публиковали статьи, заметки о моде и советы для девушек, ведущих «современный» образ жизни. Журнал «Дзёсэй» (女性, «Женщина») стал «библией» модан гару. С другой стороны, в националистической прессе модан гару часто обвиняли в легкомыслии, сексуальной распущенности, эгоизме и слепой приверженности западным идеалам.
Самый яркий пример мога в литературе – это главная героиня романа «Наоми» Дзюнъитиро Танидзаки, представляющая собой классический образ «современной девушки». Старшее поколение посчитали эту историю слишком непристойной и рискованной для публикации, однако роман был настолько популярен среди молодёжи, что впоследствии журнал «Дзёсэй» всё же опубликовал его полностью.
Образ и поведение
Появление модан гару стало возможным благодаря постепенному изменению роли женщины в японском обществе. Увеличивающиеся темпы урбанизации позволили молодым женщинам получить больше финансовой свободы и независимости. Благодаря обязательному образованию, введённому ещё в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.), у этих женщин было больше возможностей для трудоустройства и, следовательно, денег, что давало им возможность экспериментировать с внешним видом и пробовать новые виды досуга. Своё свободное время мога предпочитали проводить за разного рода развлечениями: ходили за покупками, смотрели кино, слушали джаз, посещали кафе, пили алкоголь и много курили.
Чаще всего модан гару встречались среди определённых профессий, таких как актрисы, официантки и танцовщицы.
«Современных девушек» отличала также свобода в выборе партнёров. Так, модан гару часто ассоциировались с любовницами. Некоторые беспорядочно вступали в половые контакты.
Мода
Консервативная одежда сменилась яркими кимоно и платьями в западном стиле. В моду начали входить экзотические мотивы на тканях, геометрические рисунки, экстравагантные цвета. Покрой кимоно тоже мог подвергаться модификации. В моде были стильные чулки и туфли на каблуке в стиле вестерн. Мога рисовали брови, глаза подчёркивали тенями и подводкой, пользовались тёмно-красной помадой, носили короткие стрижки-боб.
Важно отметить, что у модан гару был мужской аналог – «современный парень», или модан бой (モダンボイ, от англ. modern boy). Но молодые люди в щегольской одежде были второстепенной фигурой на фоне популярных модан гару, для которых модан бой были скорее неким аксессуаром к образу.
Критика
В отличие от феминистских «новых женщин», появившихся в конце XIX века, модан гару были в значительной степени аполитичны. Однако они одним своим образом воплощали либерализацию социальных и культурных норм, угрожая образу рёсай кэмбо (хорошая жена и мудрая мать). За это мога в конечном итоге были раскритикованы японскими консерваторами.
Критика исходила из противоположных концов политического спектра. Так, одни опасались, что модан гару и модан бой обратятся к политике и поддержат коммунистическую революцию в Японии.
Другие же подвергали критике гедонистический и потребительский образ жизни капиталистической системы, распространяемый представительницами мога.
После того, как правительство в 1930-х начало требовать всё более строгого образа жизни, модан гару, которые когда-то приводили в восторг целую нацию, были исключены из рекламных кампаний. А решение японского правительства запретить джазовые пластинки и прочую англо-американскую музыку в 1943 году стало кульминацией многолетней культурной войны, в ходе которой модан гару были смещены образом покорной, но воинственной «ямато-надэсико».
Источник: japantimes.co.jp