Взаимосвязь японского и американского кинематографа

Американская мечта в послевоенной Японии

Уже после Первой мировой войны Америка стала оказывать огромное влияние не только на дипломатическом и военном уровнях, но и на культурном. В XX веке США активно распространяли идеи демократии, христианства и либерализма по всему миру.

Американизация настигла Японию в 1930-х годах: голливудские фильмы крутили в кинотеатрах, а филиппинские оркестры, выступавшие на круизных лайнерах, познакомили японцев с джазом. Японские музыканты отправлялись в Шанхай, тогдашнюю мекку джаза в Азии, чтобы учиться у американских исполнителей. США проникли и в повседневную жизнь: дома западного типа или с современными американскими крышами назывались 文化住宅 бунка дзю:таку, или «дома культуры», а роскошь и комфорт американской жизни приравнивались к прогрессу.

Бунка дзю:таку

Однако период наибольшей американизации Японии пришёлся на послевоенное время. Японцы, которые недавно называли американцев дьяволами, столкнувшись с «щедростью» победителей, резко подобрели по отношению к ним. Американская военная оккупация усиленно навязывала свою идеологию на территории Японии, делая упор на демилитаризацию и демократизацию страны. Такая «навязанная» демократия закрепилась в японских обществе и культуре, но её подрывали консервативные политики, из-за чего в умах японцев сложилось неоднозначное скептическое мнение о японской демократии.

В послевоенный период японское общество надеялось на восстановление и процветание своей страны. Люди не хотели возвращаться к нищете и милитаризму довоенных времён. Японцев привлекали перспективы свободы и материального изобилия, которые они наблюдали у американцев. Для японцев тех времён процветающая культура потребления Америки в виде жевательной резинки, шоколада и моды являлась той самой «американской мечтой».

Во время оккупации джаз обосновался в районах, прилегающих к военным базам. После снятия запрета на радио и дискотеки джаз стал доступен всем. Американское правительство активно способствовало зарубежным концертам джазовых музыкантов. В 1952 году Японию посетил Луи Армстронг, в 50-х годах за джазом пришёл и рок-н-ролл, а в 60-х — фолк Боба Дилана.

Следы американизации в японском кино

Голливудские фильмы стали самым действенным инструментом антикоммунистической пропаганды. Японцы толпами заполняли кинотеатры, чтобы насладиться свободой и достатком американского общества. Дети смотрели «Дамбо», «Бэмби», «Микки Мауса» и влюблялись в красочные истории Диснея.

В 1953 году на японском телевидении начали транслировать американские телешоу. Были показаны семейные драмы «Отец знает лучше», «Шоу Донны Рид» и «Я люблю Люси», и в умах людей закрепился образ американской семьи среднего класса без тени бедности. Позднее эти шоу станут прообразом для японских семейных драм.

Западный бум принёс и вестерны «Ларами» и «Сыромятная плеть», показывая образ простых американцев, горящих пламенем справедливости и живущих в сельской местности.

В 1960-х годах крупнейшие киностудии Японии — Shochiku, Toho, Daiei и Toei — производили около пятисот фильмов в год (для сравнения Голливуд за 1963 год выпустил только 121 фильм). И отечественное кино конкурировало за внимание зрителя с дорогими голливудскими работами. Японские киностудии находились под влиянием американской цензуры и адаптировали голливудские фильмы на японский лад.

Японские режиссёры хоть и использовали элементы западного стиля, всё равно демонстрировали уникальную национальную культуру и историю Японии в своих работах. Акира Куросава является лучшим примером заимствования западных приёмов ретроспективы и композиции.

«Расёмон» Акиры Куросавы

Гигантский ящер Годзилла тоже является последствием американской оккупации, так как сам монстр — олицетворение американской армии и атомной бомбы.

Новая волна японского кино

В конце 1950-х годов крупные японские киностудии начали спонсировать режиссёров новой волны кинематографа. Главной фигурой этого направления считается кинокритик и режиссёр Осима Нагиса. Он считал, что режиссёры послевоенного периода не пытались показать в работах себя, а сосредотачивались на том, чтобы фильмы были больше похожи на американские.

В своих фильмах Осима показывал проблемы японского общества того времени. В фильме «Смертная казнь через повешение» 1968 года молодого корейца, которого зовут просто R приговаривают к смертной казни за убийство и изнасилование двух девушек, вот только после исполнения приговора обвиняемый не погибает, а теряет память и не может раскаяться в преступлении. В этой работе Осима подчёркивает ксенофобию японского общества и коррумпированность японских чиновников. Фильм произвёл фурор в мировом кинематографическом сообществе, но не достиг успеха в Японии.

«Смертная казнь через повешение» 

Осима также бросал вызов западной цензуре, показывая мужские и женские гениталии в «Империи страсти» 1978 года, за что был арестован и отдан под суд с обвинением в непристойном поведении. Позже другие режиссёры новой волны подхватили тенденции, заданные Осимой и начали открыто показывать сцены соития, убийств и жестокости в своих работах.

Другая ключевая фигура новой волны Имамура Сёхэй снимал фильмы о представителях низшего класса японского общества — проститутках, сутенёрах и спекулянтах — и их попытках выжить в меняющейся стране. В отличие от традиционных долгих статичных кадров, которые демонстрировали достаток и экзотику японского быта, он использовал динамичные кадры для создания энергии и движения. Также он использовал документальный стиль для размытия границ между реальностью и вымыслом. Имамура критиковал негативное влияние запада на Японию в своём фильме «Свиньи и броненосцы» 1961 года, где показал японцев свиньями, поедающими отходы с американского линкора, пришвартованного в городе Йокосука.

«Свиньи и броненосцы»

Японизация Азии

В 1980-х годах Япония вырвалась из-под культурного гнёта США и вышла на главную сцену. В Сеуле и Бангкоке стали открываться японские бары идзакая, переманивая посетителей у KFC и McDonald’s. По всему миру начали открываться суши-бары и лапшичные с традиционным японским рамэном. Японская поп-музыка захватила всю Восточную Азию, а «караоке» стало неотъемлемой частью развлечений.

Японская экономика расцветала, и люди охотно тратили деньги на модную одежду, косметику, журналы и диски с айдолами. Япония впитала в себя американские музыкальные традиции и переписала их под себя, подарив миру японский джаз, жанр энка, японский поп и рок. Страны Восточной Азии приняли японизацию, так как она была ближе им по духу, чем американская мечта.

Самураи и в Голливуде

Японские культура и эстетика добились популярности во всём мире и начали мелькать в голливудских фильмах — «Убить Билла», «Мемуары гейши», «Последний самурай», «47 ронинов» и множестве других. Американские киностудии начали снимать не всегда успешные ремейки на японские фильмы: «Хатико», «Герой-одиночка», «Гнев», «Жёлтый платочек счастья», «Великолепная семёрка» и т.д. Особенного успеха добились японские фильмы ужасов, создав собственный жанр J-Horror.

«Последний самурай»

Джордж Лукас — создатель «Звездных войн» и фильмов об Индиане Джонсе — признавался, что вдохновлялся работами Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» и «Семь самураев». Он заимствовал не только часть сюжетной линии, но идеи для сцен сражений джедаев, одетых в длинные мантии, как и буддийские монахи в Японии. А слово «джедай» произошло от японского 時代劇 дзидайгэки, которое означает историческую драму. Идеи для костюма и шлема Дарта Вейдера были взяты у японских военачальников.

Джеймс Кэмерон при создании «Аватара» вдохновлялся «Принцессой Мононоке» Хаяо Миядзаки. Разрушение окружающей среды, сильная героиня и человек-нарушитель, вторгающийся в мир дикой природы с целью навредить ей — эти темы являются визитной карточкой работ Миядзаки.

Идея для легендарной «Матрицы» 1999 года была позаимствована у японского аниме в жанре киберпанк «Призрак в доспехах». «Королевская битва» 2000 года популяризировала жанр игры на выживание и стала вдохновением для серии фильмов «Голодные игры». И таких примеров ещё очень много, как и сиквелов «Звонка», «Проклятия» и «Годзиллы».

Сейчас популярность кино и Голливуда спадает под натиском сериалов от Netflix и HBO. Японское кино тоже уже не такое великое, каким было когда-то, но в аниме и манга индустрии японцы по-прежнему лучшие. Японский Netflix в 2020 году выпустил очередной сериал на тему королевской битвы «Алиса в Пограничье», снятым по мотивам одноимённой манги, который занял хорошие позиции по всему миру. Однако популярности не хватило надолго, ведь корону отобрали корейские «Милый дом» и «Королевство», а сейчас и «Игра в кальмара».

«Алиса в Пограничье»

В различных рейтингах японская киноиндустрия занимает почётное четвёртое место по прибыли в кинопрокате, но это не значит, что японское кино успешно. За 2020 год выручка японского кинопроката составила 143,3 миллиарда иен. Однако если взглянуть на фильмы, которые собрали в Японии больше десяти миллиардов иен в прокате (таких фильмов всего 38), то из них только 12 фильмов японского производства, а остальные — американские и британские шедевры кинематографа и мультипликации, такие как «Титаник», «Холодное сердце», несколько частей «Гарри Поттера», «Властелина колец» и «Звёздных войн». Целых 12 японских фильмов, вот только 10 из них — это аниме-полнометражки, и только 2 картины — с живыми актёрами («Антарктическая история» 1983 года и «Ритм и полиция» 1988 года). Однако японцы всё ещё любят отечественное производство и самыми кассовыми фильмами остаются: «Истребитель демонов: поезд “Бесконечный”» 2020 года и классика японской анимации «Унесённые призраками» 2001 года.

Источники:

Butts, Blood, and Bombs: The American Occupation’s Effect on Japanese Cinema 

THE NEW (and DYING) JAPANIMERICAN FILM INDUSTRY

Japanese Influence on Hollywood

Star Wars V Matrix: How Japanese Cinema Influences Hollywood

“Americanization”: An East Asian Perspective

Cowboys and Shoguns: The American Western, Japanese Jidaigeki, and Cross-Cultural Exchange

Herd effect? Why Round 6 is more successful than Alice in Borderland on Netflix

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту