В прошлых статьях про граффити в Японии речь шла про менее художественные аспекты этого вида творчества: быстрые наброски, стикеры и теги, представляющие из себя что-то вроде фразы «Здесь был Вася»; а также о методах муниципальной борьбы с вандализмом. Здесь же, в заключительной части, мы расскажем о наиболее выдающихся представителях сцены, которые монетизируют своё творчество в рамках закона и создают работы по всему миру, и о том, почему граффити настолько тесно связано со скейтбордингом.
Первую часть можно прочитать тут, а вторую – вот здесь.
Городские интервенции
Пускай иногда на улицах Токио можно повстречать теги и быстрые наброски, сам «стрит-арт», или то, что порой определяют как «городские интервенции», практически отсутствует в Японии. Но во всём бывают исключения (не без помощи иностранцев), и вот некоторые из них.
Анонимный художник, создающий свои работы в сфере диджитал-арта, тонко граничащем со стрит-артом. Tokyo Watchers трансформирует повсеместные мусорные баки, наделяя их руками и лицами и тем самым их очеловечивая. Все его цифровые интервенции можно найти как в его инстаграме, так и в одноимённой с художником книге, опубликованной в мае 2020 года. Это – пример виртуального паблик-арта без материализации искусства.
Мозаику Space Invaders, французского уличного художника, до сих пор можно найти на многих улицах Токио. Самой известной из них, вероятно, является Астробой, находящийся в переходе в Сибуе (была уничтожена в июне 2022 года, провисела 8 лет). А неподалёку от станции Нака-Мэгуро можно найти ещё одну его работу с изображением горы Фудзи. Эти любопытные мозаики появлялись в Токио в течение нескольких лет – в 1999, 2002, 2010 и 2014 годах.
Художник, проживающий в Гамбурге. В 2019 году он осуществил свой проект по размещению по всему городу трафаретов с изображениями японских детей. Например, неподалёку от станции Коэндзи до сих пор можно найти множество сохранившихся работ.
Интересный японский художник и член everydayholidaysquad. В общей сложности Diego с командой провели множество городских интервенций, но одной из самых любопытных является размещение по всему городу фальшивых предостерегающих знаков, гласящих «Запрещено рисовать граффити». Выполнены они в довольно нестандартном художественном стиле, порой даже включающим в себя изображение легендарного художника Кита Харинга.
Порой постоянно повторяющиеся воспретительные плакаты, знаки и объявления раздражают не меньше, чем реклама. Не курить, не парковать велосипеды, не кататься на скейтборде, не делать того, этого, и это тоже нельзя. На улицах можно встретить почти такое же количество знаков, запрещающих граффити, как и запрещающих скейтбординг.
Кстати, занимательно наблюдать связь между скейтбордингом и граффити, поскольку 90% граффитистов так или иначе катались, катаются или хотя бы пробовали. Это можно объяснить тем, что и граффити, и скейтбординг – занятия, олицетворяющие своего рода стиль жизни и сочетающие в себе чувство свободы и бунта против различных устоев; это два визуальных языка, характеризующих молодёжное восприятие реальности. Оба этих явления подразумевают собой риск, игру и захват общественного пространства, в первую очередь вызывая ощущения непосредственно на физическом уровне.
Развитие скейтбординга и граффити в сфере дизайна подтверждает, что один и тот же элемент оценивается по-разному в зависимости от среды и контекста: граффити на улицах – незаконно, но в галереях – эстетично. Скейтбординг тоже запрещён на улицах, но с ним связана вся уличная мода, – а с недавнего времени и Олимпийские игры. Оба вида деятельности требуют многолетней подготовки и практики, креативности и оригинальности, обучения на собственном опыте и совершенствования.
Интересна также и взаимосвязь рекламы и граффити, которые порой находятся в одном культурном пространстве, но нелегальным является по-прежнему лишь граффити. Ещё одна аналогия: катание на скейтборде по городу – плохо и незаконно, но коммерчески приемлемо, когда речь идёт о продаже товаров и аксессуаров, для этого необходимых.
Например, известный японский бренд UNIQLO запустил в 2020 году коллекцию под названием UNIQLO UT URBAN WALLS, в рамках которой можно найти рисунки на футболках, сумках и наклейках таких уличных художников, как D*FACE, LADY AIKO и André Saraiva.
Многим «вандалам» удаётся перебраться из нелегальной зоны творчества в законную и коммерчески прибыльную за счёт упорства, невероятного таланта и, в первую очередь, желания, поскольку для многих монетизация граффити является табу. Граффити-культура – форма протеста, и считается неправильным зарабатывать на этом. Так сказать, «не тру». Также подавляющее большинство японских классических и нелегальных граффити-райтеров предпочитает оставаться анонимными, когда дело доходит до рекламы своего образа, поскольку им всегда может прилететь по шапке – особенно в такой строгой стране, как Япония.
С другой стороны, переходя из нелегальной фазы творчества в легальную, художники получают большее время на создание работ, а пиарщики и организаторы проектов, к которым привлекаются райтеры, предоставляют им большие пространства и хорошие инструменты. Многие из них живут за пределами страны, и, что любопытно, среди монетизировавших своё творчество граффитистов гораздо больше девушек, чем среди «вандальной» прослойки сцены.
Один из самых признанных граффити-художников Японии. Изначально ESOW, как и многие, занимался скейтбордингом. В 2013 году он дал интересное интервью, в котором упомянул, что занятия скейтбордингом помогли ему узнать город с совершенно другой стороны и найти лучшие места для своих работ. ESOW открыл для себя граффити после переезда в США, когда ему было 17 лет. Его работы можно увидеть в самых разных вариациях: начиная от муралов, холстов и заканчивая одеждой. На них обычно изображены персонажи, которые демонстрируют сочетание юмора и меланхолии на своих лицах, предоставляя уникальное видение мира в характерном ESOW иллюстративном и карикатурном стиле.
Lady Aiko – японская художница, родившаяся в Токио и проживающая в Нью-Йорке. Айко является влиятельной фигурой в современном уличном искусстве, в котором превалируют мужчины. «Трудно быть женщиной и граффити-художником», – поделилась она однажды своими ощущениями. Как следствие, её работы, вдохновлённые собственным опытом, пытаются привлечь внимание к проблеме и добиться признания женщин и последующего полового равенства.
Масштабные работы Айко есть в таких крупных городах, как Рим, Шанхай и Нью-Йорк. Она использует трафареты и аэрозольные краски, кисти и коллажи для создания муралов в стиле поп-арт, а также в её работах часто преобладают розовые, фиолетовые и золотые оттенки. Пользуясь большим уважением на международной граффити-сцене, она даже работала в 2010 году с Бэнкси над «Выходом через сувенирную лавку» – документальным фильмом про уличных художников. В 2017 году её работы стали частью открывшейся в Берлине выставки музея URBAN NATION, а в 2018 году она представила свою персональную выставку Lady Go! в музее Токайдо Хиросигэ в Сидзуоке.
Kami и Sasu – японская стрит-арт команда и довольно милая пара, рисующая муралы, которые можно определить как «декоративные» – с цветочными мотивами, основанными на мандалах и играх с геометрическими узорами. Kami и Sasu обычно используют спокойные оттенки небесно-голубого и белого. Этот стрит-арт дуэт любит представлять, что их искусство служит фоном, на котором разворачиваются человеческие драмы японского общества.
Родился в префектуре Сига в 1976 году. Концепция его художественного стиля – «сосуществование» двух противоположностей, таких как прошлое и будущее, неподвижность и движение, зло и правосудие. Он также выступает с импровизированными и динамичными шоу живой живописи по всему миру и всегда привлекает большую аудиторию. В 2015 году его пригласили на известный арт-фестиваль POW! Wow JAPAN. С 2016 года живёт и работает в Нью-Йорке, где его искусство и стиль продолжают развиваться. В июне 2019 года он провёл свою первую персональную выставку в Нью-Йорке под названием COEXIST, а в 2020 году принял участие в городском фестивале Kawasaki Street Art Project.
Shiro, наряду с Айко, относится к растущему числу женщин на граффити и стрит-арт сцене, которые своими работами заявляют о своём месте в культурном сообществе, где доминируют мужчины. Она родилась в Сидзуоке, портовом городе Японии, и живёт в Нью-Йорке.
Shiro никогда не была известна как райтер; она довольно быстро переключилась на легальные художественные работы и коммерческие проекты, как те, что она делала для крупных организаций вроде Gap и NBA. Однако Shiro не считает свои работы менее «подрывными», чем те, что сделаны вне закона. Это бунтарство особенно верно, когда речь идёт о сексуальности, отображённой на муралах и в её главной героине Mimi. Многим не нравится то, что она делает «просто красивые рисунки» по сравнению с бесстрашным, часто опасным перформансом, каким считается граффити. В то время как другие считают, что её работы эффективно демонстрируют фундаментальные элементы хип-хопа, уникально интерпретированные через восточное мировоззрение.
Работы Shiro – прекрасный пример слияния японской эстетики и Нью-Йоркского граффити старой школы. Она часто участвует в общественных проектах по созданию муралов и, в частности, стремится работать с детьми из трущоб и гетто по всему миру.
Она родилась в США и выросла в Токио, где изучала дизайн и иллюстрацию. В 2009 году она начала своё путешествие, переехав в Барселону, где познакомилась со стрит-артом и полюбила этот вид искусства, после чего начала экспериментировать с граффити и крупномасштабными муралами. Её работы – это живое отражение творческого духа ребёнка, использующего мягкие, яркие и тёплые цвета. Искусство Мины начало ещё более расцветать, когда она повстречала аргентино-испанского художника Zosen. Именно в тот момент она определила свой стиль благодаря различным совместным работам с Zosen и другими художниками со всего мира.
В своём стиле, в котором особая роль отведена цвету, ритму и импровизации, Мина передаёт своё видение мира через свободные и органичные формы. Её работы напоминают художественное течение фовизма, причём так, что вполне могут быть его переосмыслением. Это веяние в искусстве отстаивало главенство чувств и душевного состояния через свободное использование цвета, и мы можем ощутить то же мимолётное влияние эмоций в работах Мины. Она была художником, выбранным французско-японским журналом Koko для обложки их публикации, посвящённой японскому уличному искусству.
На этом наша серия статей о японской граффити-культуре подходит к завершению. Многим могут не нравиться работы этих художников, поскольку они «не представляют из себя никакой ценности», будь то наклейки или теги, речь про которые шла в прошлых частях. Но это, так или иначе, часть культурного пласта художественной сцены любого общества – со своими законами и правилами. Очень рискованная и опасная часть, за которой любопытно наблюдать.
Источник: sabukaru