После нескольких сотен лет периода изоляции японцы открыли свои порты для окружающего мира, что вызвало огромный поток западной культуры, которая стала влиять на национальное сознание японцев. «Погоня за современностью» проявилась в том числе в искусстве, где поиски новой национальной идентичности привели к возникновению одного из основных современных течений в японской живописи – ёга, или живописи в западном стиле, основанной на европейских канонах, техниках и материалах.
Курода Сэйки, Майко (1893 год)
Ёга – одно из основных направлений в современной живописи Японии, основы которого были заложены в период Мэйдзи. Оно возникло в результате знакомства японцев с западным искусством, и стало итогом заимствования характерных для европейской живописи изобразительных техник, материалов и сюжетов. Возникновение ёга обозначило сдвиг в сознании японцев: это направление живописи стало отражением перемен, смены старого новым. Художники, творившие в этом стиле, рассматривались как авангардисты, стремящиеся к современности.
Западные изобразительные техники, взятые на вооружение художниками в стиле ёга, радикально отличались от традиционной японской эстетики в искусстве, для которой было характерны монохромные цвета, жирный контур, плоское изображение. Последователи ёга стали делать изображение объемным, использовать масло, литографию, акварель, пастель, начали писать на пленэре, а также внедрять европейские сюжеты в свои картины.
После нескольких сотен лет периода изоляции японцы открыли свои порты для окружающего мира, что вызвало огромный поток западной культуры, которая стала влиять на национальное сознание японцев. «Погоня за современностью» проявилась в том числе в искусстве, где поиски новой национальной идентичности привели к возникновению одного из основных современных течений в японской живописи – ёга, или живописи в западном стиле, основанной на европейских канонах, техниках и материалах.
Сторонники ёга заимствовали черты популярных западных течений, включая фовизм, кубизм, импрессионизм, натурализм. Тем самым они стремились помочь японскому живописному искусству принять современные формы. Учились этим направлениям японские живописцы как во время учебные поездок в Европу, так и знакомясь с привозными европейскими картинами на родине.
Художники, работавшие в стиле ёга, смело отказались от традиционных для японской живописи сюжетов. По их мнению, художник должен был обладать независимым голосом и собственным видением происходящих социально-политических изменений в стране.
Одним из самых известных художников периода Мэйдзи (1868–1912 гг.), работавших в этом стиле, стал Такахаси Юити (1928–1894 гг.). С девяти лет он обучался традиционной живописи у одного из мастеров одной из ведущих японских школ живописи Кано, однако затем его учителем стал Каваками Тогай – один из первых художников, начавших работать в стиле ёга. Одним из учителей Такахаси был также непрофессиональный художник, корреспондент The Illustrated London News Ч. Виргман.
В картинах Такахаси просматривается влияние голландской живописи. Его картина «Лосось» (1877 год) считается одним из первых законченных произведений в стиле ёга. Он писал не только натюрморты, но также портреты и пейзажи. Такахаси говорил, что предпочитает изображать сцены из повседневной жизни, чтобы тем самым сделать новую изобразительную технику более понятной для соотечественников.
Живопись в стиле ёга остается одним из ключевых стилей японской живописи и сегодня. Однако исследователи отмечают, что живопись маслом так и не смогла органично вписаться в японскую художественную традицию. Сохраняется жесткое противопоставление ёга и нихонга – современной живописи, основывающейся на японских традициях. В мировом искусствоведении также по сей день под японским искусством в основном подразумеваются традиционные жанры японской живописи.
Источник: The Art History