Густые длинные волосы, крашеные бороды, бархатные воротники и яркие кимоно. Сложно представить, что кто-то мог так выглядеть в Японии периода Эдо (1603–1868 гг.). Кабукимоно – кто они? Неформалы древности или что-то большее?
Кабукимоно получили своё название от широко распространённого глагола 傾く кабуку, буквально означавшего «отклоняться», и 者 моно, которое имеет значение «человек». Таким образом, кабукимоно – это молодёжь, которая не принимала общественные правила и устои общества того времени с его порядками и моделью поведения. Можно встретить два способа записи: 傾奇者 и 歌舞伎者.
Большинство кабукимоно являлись людьми из маргинальных слоёв самураев. Среди них были младшие сыновья, которые не могли стать наследниками, самураи низших рангов, слуги и ронины. Некоторые были членами придворных аристократических семей.
Чем же они так отличались от обычных японцев того времени? Кабукимоно носили пёстрые, безвкусные кимоно (некоторые носили женские кимоно), накидывали шкуры животных на спины, делали странные торчащие прически или просто отращивали длинные волосы, красили лица. Оружие у них всегда было в ярких ножнах, с огромными причудливыми цубами и удлинённым клинком. Некоторые кабукимоно использовали в качестве оружия длинные курительные трубки 煙管 кисэру. Многие кабукимоно вели себя не самым приятным образом, очень нагло и грубо нарушая покой мирных граждан.
Причина появления кабукимоно отчасти заключалась в том, что дух периода Сэнгоку (1479–1615 гг.) все ещё был жив в Эдо. Кабукимоно хотели воевать, но в то время битв больше не было, а следовательно и работы для самураев тоже. Они начали бродить по Японии, собирались в банды. Грабили деревни и небольшие города, постоянно устраивали драки между собою за право контроля той или иной территории. Могли убивать невинных горожан только чтобы опробовать новый меч (такая практика называлась 辻斬 цудзигири). Кабукимоно демонстрировали очень сильную преданность членам своих группировок и в особенности к главарю, даже большую, чем к семье. Члены банды ценой своей жизни старались защитить в драке главаря, а за проступок могли быть приговорены им к сэппуку. В таких городах как Эдо и Киото кабукимоно стали настоящей проблемой. Пик их беспредела пришелся на период Кэйтё (1596–1615 гг.).
Зарисовка о кабукимоно. Автор Сибата Дзэсин
В 1615 году сёгунат, чтобы расправиться с кабукимоно, предпринял ряд действий.
Были введены запреты на массовые мероприятия, где обычно могли собираться группировки. Затем последовал запрет на яркие кимоно и европейские элементы одежды. После были введены патрули, которые отлавливали кабукимоно для наказания.
Самым ярким представителем кабукимоно является главарь одной из банд Эдо – 大鳥 逸平 Оотори Иппэй. В 1612 году он был арестован за преступление, совершённое членом его группировки. Иппэй был подвергнут множеству жестоких пыток, но не выдал ни одного своего товарища, за что и был обезглавлен.
Его описывали как человека, который представлял собой угрозу из-за отказа вписаться в стандартные социальные категории и нормы. При этом он утверждал, что живет по доблестному кодексу чести, а на его длинном мече была начертана фраза «Двадцать пять – это слишком долго, чтобы жить!».
Группировки исчезли примерно в конце XVII века. Последней крупной акцией против кабукимоно являлась поимка двухсот членов банды и казнь одиннадцати её лидеров в 1686 году.
Однако кабукимоно не просто исчезли. Их форма поведения была унаследована преступниками, называемыми 侠客 кёкаку, которые обычно ничего полезного не делают, но за определённую плату могли постоять за горожан при нападении каких-либо других группировок. А эстетические ценности оказались унаследованы театром Кабуки.
Основоположница театра кабуки Идзумо-но Окуни