В эпоху Эдо (1603—1868 гг.) соусы и приправы набирали популярность, становились доступны широкому населению, и гастрономическая история Японии начала обогащаться. Лапша всевозможных видов, холодная, горячая, с топпингами и соусами, стала любимым блюдом горожан. Она считалась очень эстетичным блюдом и проникла в городскую культуру так глубоко, что её неоднократно можно встретить на картинах, а чаще гравюрах, художников периода Эдо.
У лапшичных была даже своя наружная реклама. Помимо вывесок, о том, какая лапша ожидает покупателя, говорили уличные фонари при лавочке или ресторанчике. Их раскрашивали таким образом, чтобы надпись легко читалась, когда внутрь помещали свечу, прикрывали крышку сверху, и фонарь начинал светиться.
На картинке выше, например, он сообщает покупателям о том, что здесь подают популярную в то время в Токио собу два/восемь. На боковой стороне можно увидеть иероглифы два ニ и восемь 八. Эту собу готовили не из одной лишь гречневой муки, а примешивая к ней пшеничную в пропорции 2 к 8. Есть ещё одна версия того, почему лапшу обозначали двойкой и восьмёркой. Одно время порция стоила 16 мон, то есть 2 умноженное на 8.
Горячая лапша с бульоном здорово выручала гулящих женщин и дешёвых проституток. Иногда у них не было возможности одеваться по погоде, и дешёвая лапша на улице помогала им согреться в перерывах между обслуживанием клиентов.
Чаще всего они покупали собу в фурин ятай — переносных лавочках. Выглядели они вот так. Часто по бокам свисали колокольчики фурин. Перекладина посередине служила для того, чтобы лавочку было удобно переносить.
Самым дешёвым блюдом здесь был суп с лапшой из гречневой муки, какэ-соба. Найти такую передвижную лапшичную было очень легко и поздним вечером, и глубокой ночью, и ранним утром. Например, на этой картине Утагавы Кунисады на улице 4 часа утра. Об этом говорит её название «Час тигра». А ещё здесь как раз чётко видны колокольчики фурин.
На самом деле, такие ночные лапшичные пользовались большим спросом не у женщин, а у мужчин, потому что в них часто работали ётака — проститутки вне закона, не из квартала Ёсивара. Из-за этой практики ночные переносные лавочки стали называться ётака-соба. На этой картине как раз изображена такая «ночная охотница», погружающая черпак в ёмкость с лапшой.
Рассмотреть ятай поближе можно на другой картине Кунисады, где основное действие — пьеса, которую играют актёры кабуки. Рядом стоит ларёк ятай, детально показанный зрителю изнутри. В нём всё аккуратно сложено — фарфоровые чаши, палочки, кастрюли. Вывеска на ларьке гласит, что здесь подают удон — очень популярный вид лапши в то время.
Лапшичные в эпоху Эдо были представлены и в виде кафе, где можно посидеть. В последние годы этого периода в столице насчитывалось около 700 зданий, где подавали лапшу. И здесь изображено одно из них. Главный герой изображения — Бодхидхарма, всасывающий лапшу и поглощённый этим занятием и с неподдельным удовольствием. Человек, подносящий ему горячее угощение, ошарашен и давит из себя искривлённую улыбку. Картина входит в серию «69 станций тракта Кисо». Это была главная дорога, соединяющая Киото и Токио.
Бодхидхарма — не первый мифический персонаж в этой серии, они встречаются здесь часто наряду с узнаваемыми и достоверными достопримечательностями и предметами местных ремёсел.
Бодхидхарма ужинает в Морияме, префектуре Сига. Если присмотреться, то станет понятно, что на вывеске, которую закрывает вырезка с пейзажем озера Бива, начертаны иероглифы: два и восемь. Вместе эти цифры либо говорят нам о составе лапши соба, либо напоминают, что Бодхидхарма, основатель дзен-буддизма, принадлежал к 28 поколению учеников Шакьямуни, родоначальника буддизма. Об этом напоминает и то, что его трапеза состоит из 28 порций лапши.
Сакральное существо ест лапшу сидя на полу, покрытом татами, где расставлена еда и посуда. Бодхидхарма ест лапшу не совсем привычным образом. Она подаётся ему отваренной в коробочках сэйро и, её можно макать в соус или бульон отдельно. Такое блюдо называется морисоба.
Тема путешествий и известных мест часто занимала художников укиё-э, а путешественников часто занимала вкусная лапша, которую можно было, к их огромному удовольствию, найти по дороге.
Гравюра «Мицукэ» Кацусики Хокусая рассказывает нам как раз о таком путешественнике. Мицукэ — это городок, расположенный вблизи города Ивата и славящийся в то время очень вкусной лапшой. Когда путники шли по дороге Токайдо, чтобы помолиться в святилище Исэ, и пробирались по труднопроходимым местам, горам и рекам, то, должно быть, с удовольствием думали, что их ждёт чудесная лапша на одном из этапов пути. Табличка на картине вверху слева гласит, что здесь подают «хикинуки соба», лапшу высшего качества из белой муки.
Герой Хокусая медитативно и сосредоточенно рассматривает свою драгоценную лапшу, а рядом другой путешественник с аппетитом поедает свою порцию. Мы можем увидеть его палочки наготове.
У Кунисады много других работ, где так или иначе в повседневной суете плывущего мира мелькает лапша. Например, знатный господин позорится в ресторанчике, когда собака кусает работника и тот роняет поднос с едой.
Известный в пьесах кабуки вор Ониадзами-но Сэйкити прячется в ятай.
Кунисада — известный художник, и поэтому его работы, в которых повсюду натыкаешься на лапшичные, очень показательны, хотя в творчестве других мастеров уличная лапша тоже встречается часто. Ятай и ресторанчики разных сортов были кофиксами и комбини прошлого, частью быта проституток, одиноких мужчин, которым некому было готовить, и самых обычных горожан. А ведь до XVII века лапша подавалась мало где, в основном в храмах и при дворе.