Бонсай в Японии: как дерево в подносе выросло в искусство

При слове «бонсай» воображение сразу рисует миниатюрное зелёное деревце в подносе. Только вот далеко не всегда оно было миниатюрным. И поднос там был не всегда. Да и дерево не обязательно зелёное… Разбираемся, что происходило с бонсаем в Японии и что он представляет из себя сейчас.

Само слово 盆栽 бонсай состоит из иероглифов «поднос» и «выращивать». Но цель тех, кто занимается этим искусством, не только вырастить на подносе или в горшке небольшое дерево, но и создать природный ландшафт в миниатюре. А некоторые японские мастера на вопрос «что такое бонсай?» и вовсе отвечают, что это – способ продемонстрировать своё уважение к растениям.

История

Хотя по всему миру стала известна именно японская версия бонсая, зародился он в Китае, откуда и пришёл в Японию как минимум 1200 лет назад. Там сформировался свой взгляд на выращивание бонсаев. Так, японцы начали использовать более глубокие горшки и подносы, поэтому выращиваемые в них растения вполне можно было назвать деревьями. А если верить одному преданию, трёх таких бонсаев хватило, чтобы… развести костёр. Предание легло в основу пьесы для театра Но, которая называется 鉢木 хатиноки «Деревья в горшках». Согласно сюжету, к одному бедному самураю на ночлег попросились странствующие монахи, а поскольку дело было холодной снежной зимой, хозяину дома пришлось сжечь бонсаи, чтобы гости не мёрзли.

Момент из пьесы

Предание относят к XIV веку. И с того же момента выращивание бонсая становилось всё более популярным. Этим увлекались буквально все, от простого крестьянина до сёгуна. Помимо специальных подносов что только ни использовали – и кастрюли, и половинки морских раковин. Над выбором растений голову тоже особо не ломали: в ход шли самые разные виды деревьев, а также рододендронов – преимущественно вечнозелёных кустарников.

Однако во второй половине XVIII века появилась ежегодная выставка бонсаев в Киото, представленная только маленькими соснами. Большие деревья было бы попросту слишком сложно принести на выставку. И с этого момента размер японского бонсая начал уменьшаться.

Утагава Тоёкуни, XIX век, «Бонсай. Весенний вечер. Пиршество под сливами» (яп. 盆栽 《春宵 梅ノ宴》)

В 1800-х годах начали использовать само название «бонсай». Произошло это после съезда специалистов по китайским искусствам из Осаки и близлежащих городов. Спор развернулся как раз-таки вокруг пришедших когда-то из Китая «растений в подносах», и было решено использовать нынешнее название, которое в китайском варианте звучит как pun-tsai.

А вот изначальный смысл, заложенный в бонсай, претерпел изменения. Сперва предполагалось, что в одиноком растении, ограниченном горшком, можно увидеть полноценный пейзаж, ощутить пространство – и заодно вспомнить, что даже в чём-то строгом и сдержанном стоит находить красоту. Сложно? Дзэн-буддизм, чьи принципы и легли в основу бонсая, никогда не был лёгким для понимания.

Так или иначе, начиная с XIX века на первый план вышел не религиозно-философский подтекст, а внешний вид бонсая и техника его выращивания. Так, например, для того, чтобы придавать форму деревьям, вместо пеньки (грубая верёвка) начали использовать медную и металлическую проволоку. Это японское нововведение впоследствии прижилось и в Китае.

Вторая по счёту Всеяпонская выставка бонсаев, декабрь 1934 года. Подобные выставки проводятся до сих пор.

В 1923 году Японию пережила Великое землетрясение в Кансае, из-за чего более трёх десятков мастеров, создающих бонсаи, перебрались оттуда в город Омия. Там они создали настоящую Мекку для поклонников бонсая – 大宮盆栽村 Оомия бонсай мура «Деревню бонсаев в Омия».

«Деревню» можно посетить и по сей день. Пройдясь по живописному саду, не забудьте заглянуть в музей, посвящённый бонсаю. Он открылся относительно недавно – в 2010 году, но экспонатов в нём достаточно много. Входной билет, в зависимости от разных скидок, обойдётся в сумму от 50 до 300 иен.

Но вернёмся к истории. В 1930-е годы наконец-то установили строгие правила по поводу того, какую форму следует придавать дереву и как его можно украшать. На «правильные» бонсаи можно было посмотреть на ежегодной выставке в Токийском музее (яп. 東京都美術館 то:кё:то бидзюкан, англ. Tokyo Metropolitan Art Museum).

После Второй мировой войны искусство бонсая расцвело с новой силой. Потерпевшая поражение страна пыталась найти что-то взамен рухнувших идей о превосходстве Японии над всем миром, и возросла популярность традиционно японских видов искусства. Отточенная система обучения новых мастеров, многочисленные выставки, тематическая литература – всё это не обошло стороной бонсай.

Тем не менее, ещё недавно в Японии бонсай воспринимался исключительно как хобби для пожилых. Однако в последние годы это искусство обрело популярность и среди молодёжи. Возможно, причина в том, что маленькое деревцо не так уж сложно выращивать, но при этом оно радует глаз.

Современные виды бонсая

Сё:хаку бонсай

松柏盆栽 сё:хаку бонсай «вечнозелёный бонсай» – это как раз та разновидность, которую у нас знают лучше всего. Для него чаще всего используют сосну Тунберга, которая по-японски называется 黒松 куромацу «чёрная сосна». Со временем хвоя перестаёт расти на некоторых ветках, но это считается не недостатком, а характерной особенностью. Для этих частей растения даже есть специальные названия. Высохший изнутри ствол – это 舎利 сяри. У этого слова также есть значения «прах» и «мощи» (в буддизме), что довольно символично, ведь речь идёт о мёртвом дереве. А высохшие ветки – это 神 дзин (записывается тем же иероглифом, что и «дух», «божество»).

В природе у сосен тоже высыхают изнутри некоторые ветки – из-за низких температур, ударов молнии в дерево и по многим другим причинам. Потом мёртвые части ствола под воздействием солнечных лучей словно выцветают. Поклонники бонсаев добиваются подобного эффекта сами с помощью специальных инструментов.

Дзо:ки бонсай

Ещё один вид бонсая называется 雑木盆栽 дзо:ки бонсай. Для него используют деревья, сбрасывающие листья. Один из подвидов такого бонсая – 葉物 хамоно. Первый иероглиф означает «листва», смена которой с течением сезонов и считается главной особенностью хамоно.

Также популярностью пользуются 実物 мимоно – плодоносящие бонсаи. К слову, плоды с них можно есть. Главное – не увлекаться, ведь всё-таки основное предназначение бонсая – радовать глаз, а не желудок.

И, конечно, сложно пройти мимо 花物 ханамоно – цветущего бонсая.

Бонсаи очень разные, но всех их объединяют как минимум две вещи – длинная история и любовь тех, кто их выращивает.

Источники: Lovegreen.netBonsaiempire.jpBonsai-navi.com

Татьяна Добрыдень
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту