Эстетика канализационных люков, или почему японцы так их любят

Когда мы слышим слово «канализация» или «канализационный люк», на ум приходит что-то тёмное, зловонное и неприятное. По крайней мере, для большинства людей это так: у японцев же своё мнение на этот счёт. Они буквально без ума от канализационных люков! Есть даже карточки с их изображением, и вместо того, чтобы гоняться за карточками Покемонов, коллекционеры стремятся заполучить самые красивые люки. Странно, да? Давайте же шагнём в мир японских люков: место красочное и полное сюрпризов.

Почему же к такой, казалось бы, обычной вещи приковано столько внимания? А секрет в том, что у каждого города, а бывает и у некоторых районов, есть своё собственное оформление канализационных люков: обычно оно отражает какие-то характерные черты и особенности места, а иногда делает забавные отсылки к аниме и манге. Это ли не причина для популярности?

Давайте чуть ближе взглянем на феномен одержимости люками в Японии.

Причина № 1. Японские люки способствуют развитию туризма

На вопрос, в чём же уникальность японских дизайнерских люков и каково их значение, Ямада Хидэто-сан из GKP — информационной платформы канализации — ответил:

«Ситуация в большей степени зависит от бюджета местных властей — нельзя сказать, что люки это национальное достояние. Однако я был крайне удивлён многими необычными вариациями люков и потенциалом, который даёт стилизация. Мы, конечно же, по мере своих возможностей старались разрабатывать уникальные дизайны, но местные муниципалитеты превзошли все наши ожидания. Да и с каждым разом люки становятся только лучше и лучше».

На люках города Такамацу изображён замок Такамацу, его величавые сосны и знаменитый полководец — Насу-но Ёити. Он ест удон, фирменное блюдо Такамацу. Если отсканировать QR-код, то можно получить информацию о местных достопримечательностях и ресторанчиках поблизости.

Однако местные деликатесы и достопримечательности это не единственное, что можно увидеть на канализационных люках в Японии. Многие города и районы подошли к делу творчески и интегрировали в оформление некие «приманки» для гостей — своеобразные проводники от люка к люку. Обычно такая реклама располагается неподалёку от мест или магазинов, которые советуют посетить туристам. Бывает даже, что магазины и ресторанчики за фото местного люка предлагают скидку, кружку пива за счёт заведения или небольшой сувенирчик! Также на некоторых люках отведено место под QR-код, как, к примеру, на изображении сверху. Если его отсканировать, то тот выдаст информацию о всяких популярных местах, магазинах, покажет, где можно перекусить. Это может показаться странным, но канализационные люки сыграли немалую роль в привлечении туристов в не самые известные уголки Японии — благодаря им усилия по развитию этих мест дали хорошие плоды и не пропали зря!

Кроме того, периодически тиражами выпускаются карточки люков из разных городов, которые крайне приглянулись любителям попутешествовать и пособирать сувениры.

Ямада Хидэто рассказал, что, когда они заметили успех новых уникальных люков, им в голову пришла идея сделать коллекционные карточки с ними.

А ведь и правда, когда вы наткнётесь на весёленький люк, неужели вам не захочется купить на память карточку с его изображением? Да и наоборот: если любоваться такой красотой только на фото в интернете — захочется ведь и на оригинал посмотреть. Соцсети кишмя кишат фотографиями этих креативных люков и карточек с ними, можно сказать, что японцы просто помешаны на этой теме. А если вы ещё и решите сделать фото люка вместе с его бумажной версией рядом, внимание вам точно будет обеспечено!

Одно время в городе Сэндай (префектура Мияги) стояли люки с героями из популярного аниме «Невероятные приключения ДжоДжо». Нечего и говорить о том, что многочисленные фанаты толпами нагрянули в город, чтобы полюбоваться изображениями любимых персонажей.

«Вначале мы думали, что кроме коллекционеров и очень уж яростных фанатов никому особо не будут интересны карточки с канализационными люками. Но мы даже и помыслить не смели, что когда-нибудь удастся продать миллион этих самых карточек! В начале пути, сначала мы надеялись, что это будет чем-то вроде местного развлечения, но никто даже и представить не мог, что люки станут настоящим трендом».

Внимание пиарщиков, сосредоточенное на «местном творчестве», и рост туристов из-за границы — это то, на чём зиждется так называемая «мания люков». Когда же местные власти Японии осознали весь потенциал подобной кампании, они стали предоставлять средства не только из бюджета, выделенного на поддержание канализации, но и из бюджета на поддержание туризма.

«Раньше города справлялись собственными силами, сами рекламировали дизайны люков, но теперь всё не так: уже существует целый национальный проект по продаже карточек с крышками люков различных городов и районов. И я верю, что подобный бум вдохновит муниципалитет на создание ещё более интересных образов и новых идей» — поделился Ямада-сан.

Причина № 2. Ювелирная работа по-японски: единство технологии и красоты

Каждое изображение аккуратно раскрашивается вручную: одна крышка за другой.

Япония известна своим вниманием к деталям во многих областях: с люками та же история. Первоначально крышки создавались по возможности ровными и подходящими для дорог. Мало-помалу к люкам, что находились вблизи достопримечательностей и торговых районов, стали добавлять небольшие декоративные акценты для красоты. Так было вплоть до 1978 года, пока у некоторых канализационных люков не появился собственный оригинальный дизайн — это был дебют! Ещё спустя несколько лет, в 1981 году, японские дороги украсили цветными люками, и так, постепенно к 2000 году по всей стране дороги расцвели — в общей сложности таких оригинальных крышек было двенадцать тысяч. Для каждого отдельного города дизайн люков приходилось разрабатывать буквально с нуля. Затем необходимо было изготовить слепок — форму — и вручную нанести цвет. Нагасима Сюнсукэ и Кадзияма Тацуо из компании по производству люков (Nagashima Foundry Co., Ltd.) подробно рассказали о том, как эти люки создаются.

«Примерно месяц уходит на то, чтобы решить, какой дизайн использовать: какие линии должны быть толще, какие тоньше, или же, может, эти волны должны выглядеть как-то иначе? Какой цвет использовать здесь, какой цвет должен быть у того маскота, и прочие насущные вопросы. Иногда другие обращают внимание на такие детали, о которых вы даже и не задумывались вначале. Сказать, что это сложно — считайте, не сказать ничего. Но работой в команде с местными властями мы наслаждаемся, а создавать невероятные образы просто обожаем».

Компания Nagashima Foundry Co., Ltd. придумала около 8000 разных дизайнов.

Однако не стоит забывать, что канализационный люк всё ещё остаётся канализационным люком: надо сделать его не только красивым, но ещё и безопасным. Иногда это превращается в настоящее испытание.

Крышки не должны быть слишком скользкими и по итогу должны подходить дорогам. И Нагасима-сан, и Ямада-сан согласились с тем, что дизайн, конечно, поражает воображение, но на первом месте — надёжность. Особенно учитывая то, что дополнительный слой краски делает поверхность скользкой.

Машина, которая тестирует, насколько скользким становится люк во время дождя.

Если поверхность будет слишком скользкой, это может довольно быстро вылиться в несчастный случай: пешеходы могут поскользнуться и упасть, или тормоза на велосипеде могут вовремя не сработать. Иногда в погоне за безопасностью в оформление добавляют элементы, которых не было в первоначальном эскизе.

Чрезвычайно популярный люк «Детектив Конан». Его можно найти в родном городе самого автора произведения — Хокуэй (префектура Тоттори). На картинке главный герой соревнуется с клубнем ямса и арбузом — популярными продуктами этого города.

«Точки, которые можно увидеть на заднем плане этого люка, изначально не были предусмотрены в чертеже, но мы добавили их из соображения безопасности», — ответили Нагасима-сан и Ямада-сан.

Крышка люка, которая и глаз будет радовать, и выделяться среди остальных, и отвечать стандартам безопасности — это идеал современных японских люков.

Также подобная тенденция затронула и пожарные гидранты: тут уже на сцену выходят передовые технологии.

Даже в облачную погоду белые значки будут сиять от заката до рассвета.

Подобные дизайны стали возможными благодаря великолепному исполнению и безопасному фосфорному пигменту. Даже ночью пожарные смогу отыскать гидрант быстро.

Кто бы знал, что однажды такая обыденная вещь как канализационный люк привнесёт в нашу жизнь новых красок. Интересно, какие же ещё сюрпризы преподнесут нам новые футуристические покрытия для люков в будущем… в любом случае, Япония всё ещё взбудоражена инновацией, поэтому, кажется, мания люками засела в умах людей надолго.

Причина №3. Люки — это городское искусство, которое отражает особенности местной культуры

Ямада-сан верит, что производство, особая техника создания и оформления, несомненно, делают канализационные люки частью культуры.

«Япония — маленькая страна, но в ней всё ещё есть около 1,700 городов и районов, и во многих из них свой оригинальный дизайн люков. Иногда на 60 сантиметрах умудряются уместить всё многообразие культуры: гору Фудзи, замок Осаки или изображение местной марки с деликатесом. Люк олицетворяет то место, где он находится. Многие страны достаточно богаты, чтобы воплотить подобное в жизнь, но если честно, это та ещё морока. Делать что-то такое, невзирая на все трудности — я думаю, это чисто японское. Внимание к деталям и добросовестность — это что-то вроде национального духа.

Первому декоративному люку уже почти стукнуло сорок лет. У люков есть своя история, этим-то их тема и интересна. А ведь до появления карточек многие были даже и не в курсе, что подобное существует. Мне приятно осознавать, что уникальные японские люки из обычного тренда превращаются в характерную особенность! Каждый раз коллекция карточек пополняется всё новыми и новыми городами!»

Складывается ощущение, что городов, которые хотя заполучить местечко на коллекционных карточках для своих люков, так много, что очередь забита на несколько лет вперёд! В любом случае, с тиражами карточек стараются не перебарщивать, чтобы популярность люков внезапно не угасла. Пока что спрос ещё есть, особенно на ограниченные издания. Однако, несмотря на это, GKP придерживается строгой политики: люки не делятся на редкие и обычные — всех карточек одинаковое количество.

И хотя изначально торговали этими карточками только для того, чтобы прорекламировать и улучшить имидж японских канализационных люков, то, с какими рвением и страстью люди окунулись в коллекционирование и стали любоваться люками, оказалось крайне приятным результатом. Хоть немного и неожиданным. Впрочем, не нужно заходить так далеко и колесить по всей Японии с единственной лишь целью посмотреть на эти люки, достаточно лишь смотреть под ноги — кто знает, на какое произведение искусства вы наступите в следующий раз?

Источник: livejapan.com

Саша Ерёмина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту