Кто-то их боялся и величал грозными преступниками, а кто-то ими восхищался и называл своими героями. И в Японии когда-то были свои легендарные «Робин Гуды», отбиравшие деньги у богатых и отдававшие их бедным. Закончили они печально, в какой-то момент, возможно, растратив всю свою удачу на грабежи, однако в памяти укоренились крепко и надолго.
Исикава Гоэмон — народный любимец и заботливый отец
Исикава Гоэмон (石川五右衛門, 1558—1594) — полулегендарный преступник XVI века, покровитель бедных и слабых. Сейчас он больше известен как яркий герой многих историй, пьес театра Кабуки, фильмов и компьютерных игр.
Жизнь
История же его жизни окутана завесой тайны: существует множество версий, когда, как и где он родился, почему стал вором и как его поймали.
Согласно одной из них он был сыном самурая по имени Исикава Асикаси из провинции Ига. Когда в 1573 году его отца убил один из людей влиятельного рода Асикага (сёгунат Асикага, 1333—1573), сын поклялся отомстить. На тот момент ему было пятнадцать лет.
Гоэмон пошёл в ученики к Момоти Сандаю, от которого перенял искусство ниндзя. Исикава был талантливым и старательным учеником, да и с наставником отношения складывались прекрасно. И всё бы ничего, но однажды он завёл интрижку с женой Момоти. По некоторым версиям, она даже забеременела. Пришлось бежать от гнева разъярённого мужа.
Перебрался он Кансай, там организовал преступную шайку, в итоге сам же её и возглавил.
Нападала она, как правило, на богатеньких феодалов, торговцев и клириков. А награбленное раздавали беднякам, угнетённым крестьянам и прочим обездоленным.
Вскоре после этого Исикава Гоэмон стал пользоваться пользоваться популярностью в народе. Особенно в среде крестьян, которые любили травить друг другу различные анекдоты о его приключениях.
Вот один из таких анекдотов. Однажды Гоэмон, собираясь обокрасть очередного богача, как обычно тайком забрался в дом. Однако там его ждал небольшой сюрприз — маленький ребёнок. Тот, заприметив незваного гостя, заулыбался. И Гоэмон был столь очарован, что заигрался с дитём, потеряв счёт времени. Когда же он очнулся, было уже поздно — пришлось уносить ноги. Естественно, в итоге он вернулся ни с чем. Видимо, единственное, что главарю банды оставалось после неудавшегося ограбления, это предаваться тёплым воспоминаниям о весёлой игре.
Также в народе ходила ещё одна история про Гоэмона, в которой уже мелькает конкретная историческая личность — Ода Нобунага. В ней говорится о том, что Исикава Гоэмон как-то затеял убить Оду Нобунагу и пробрался к нему в дом: спрятался на мансарде — прямо над его спальней — и дождался, когда хозяин ляжет и закроет глаза. Тогда-то вор и прорезал дыру в потолке, аккурат над головой Нобунаги, и уж было собрался влить ему в рот яд, как тот вдруг проснулся и избежал гибели.
Однако всё это просто истории, за достоверность которых ручаться нельзя.
Казнь
В любом случае такая жизнь вне закона когда-то должна была привести нашего вора к закономерному концу — в 1594 году его поймали и казнили.
Исикаву Гоэмона вместе с его младшим сыном решили сварить в масле прямо перед главными воротами храма Нандзэндзи в Киото.
Жизнь
История же его жизни окутана завесой тайны: существует множество версий, когда, как и где он родился, почему стал вором и как его поймали.
Согласно одной из них он был сыном самурая по имени Исикава Асикаси из провинции Ига. Когда в 1573 году его отца убил один из людей влиятельного рода Асикага (сёгунат Асикага, 1333—1573), сын поклялся отомстить. На тот момент ему было пятнадцать лет.
Гоэмон пошёл в ученики к Момоти Сандаю, от которого перенял искусство ниндзя. Исикава был талантливым и старательным учеником, да и с наставником отношения складывались прекрасно. И всё бы ничего, но однажды он завёл интрижку с женой Момоти. По некоторым версиям, она даже забеременела. Пришлось бежать от гнева разъярённого мужа.
Перебрался он Кансай, там организовал преступную шайку, в итоге сам же её и возглавил.
Нападала она, как правило, на богатеньких феодалов, торговцев и клириков. А награбленное раздавали беднякам, угнетённым крестьянам и прочим обездоленным.
Вскоре после этого Исикава Гоэмон стал пользоваться пользоваться популярностью в народе. Особенно в среде крестьян, которые любили травить друг другу различные анекдоты о его приключениях.
Вот один из таких анекдотов. Однажды Гоэмон, собираясь обокрасть очередного богача, как обычно тайком забрался в дом. Однако там его ждал небольшой сюрприз — маленький ребёнок. Тот, заприметив незваного гостя, заулыбался. И Гоэмон был столь очарован, что заигрался с дитём, потеряв счёт времени. Когда же он очнулся, было уже поздно — пришлось уносить ноги. Естественно, в итоге он вернулся ни с чем. Видимо, единственное, что главарю банды оставалось после неудавшегося ограбления, это предаваться тёплым воспоминаниям о весёлой игре.
Также в народе ходила ещё одна история про Гоэмона, в которой уже мелькает конкретная историческая личность — Ода Нобунага. В ней говорится о том, что Исикава Гоэмон как-то затеял убить Оду Нобунагу и пробрался к нему в дом: спрятался на мансарде — прямо над его спальней — и дождался, когда хозяин ляжет и закроет глаза. Тогда-то вор и прорезал дыру в потолке, аккурат над головой Нобунаги, и уж было собрался влить ему в рот яд, как тот вдруг проснулся и избежал гибели.
Однако всё это просто истории, за достоверность которых ручаться нельзя.
Казнь
В любом случае такая жизнь вне закона когда-то должна была привести нашего вора к закономерному концу — в 1594 году его поймали и казнили.
Исикаву Гоэмона вместе с его младшим сыном решили сварить в масле прямо перед главными воротами храма Нандзэндзи в Киото.
Судьба же его сына так и осталась неизвестной. По одной из версий Гоэмону всё же удалось уберечь своего ребёнка от неминуемой гибели, до последнего держа того на руках высоко над головой — мальчика всё же простили и позволили ему жить, чего нельзя уже было сказать об его отце. По другой версии, Гоэмон, вначале всё же пытаясь спасти ребёнка, вскоре осознал, что это совершенно бесполезно. Он опустил мальчика на самое дно, даруя ему быструю смерть, и позже, словно бросая вызов врагам, снова поднял мёртвое тело над головой.
Всё ещё герой?
Вообще сцена публичной казни Исикавы Гоэмона стала довольно популярным сюжетом: трагическая смерть в кипящем котле с сыном на руках многих не оставила равнодушными.
К примеру, одну из классических пьес Кабуки, посвящённую именно этому эпизоду жизни Гоэмона, до сих пор можно увидеть в театрах Японии. Это пьеса под названием «Золотые ворота и павлониевый герб» драматурга Намики Гохэя.

Гравюра, изображающая сцену из пьесы «Золотые ворота и павлониевый герб».
Исикаву Гоэмона также любят делать героем видеоигр. Как, например, в сериях игр Ganbare Goemon, Samurai Warriors, Blood Warrior, Kessen III и ещё многих-многих других.

Обложка одной из игр серии Ganbare Goemon.
Есть множество сериалов и фильмов, повествующих о жизни легендарного вора. Например, серия фильмов «Ниндзя» и фильм «Гоэмон» 2009 года.

Фильм «Ниндзя», снят по одноимённой новелле Томоёси Мурояма.

Фильм «Гоэмон» 2009 года.

В мангах «Подобный ветру» и «Бобобо-бо Бо-бобо» также появляется амплуа вора Исикавы Гоэмона.
Нэдзуми Кодзо: благородный вор или заядлый кутила?
Нэдзуми Кодзо (鼠小僧, 1795(7)—1832) — знаменитый вор эпохи Эдо. Настоящее его имя — Накамура Дзирокити.
Родился он в Эдо, в Эдо и жил, и грабил, там же его, в итоге, и казнили.
Считается, что своё прозвище — «нэдзуми», которое в переводе с японского означает «крыса», Дзирокити получил за особую ловкость и проворность. «Кодзо» же переводится как «ученик ремесленника», кем он когда-то по сути и являлся. Буквально же его прозвище звучит как крысёныш-подмастерье.
Жизнь
В десять лет Дзирокити пошёл в ученики к столярных дел мастеру и покинул отчий дом. Говорят, тогда-то он впервые и занялся мелкими карманными кражами: начинал, конечно, с малого, но это не отменяет того, что позже он стал нацеливаться на более крупную добычу.
В любом случае, пробыв в учениках шесть лет, он вернулся в отчий дом и закутил. Говорят, сильно увлёкся азартными играми и алкоголем. Догулялся до того, что однажды его со словами «ты нам больше не сын» отправили восвояси.
Тогда-то он и пустился во все тяжкие: стал грабить дома знатных даймё, к некоторым из них он захаживал в гости не раз и не два. Дзирокити был неуловим, поймать его не могли где-то года четыре. Награбленное Нэдзуми Кодзо, по легенде, раздавал обездоленным.
К сожалению для самого Дзирокити, его всё же удалось однажды поймать с поличным. Правда тогда, соврав, что это был первый в его жизни грабёж, он отделался изгнанием из Эдо и клеймом на руке.
Однако на этом история не закончилась.
Пообещав вернуться к честной работе и вести законопослушную жизнь, Нэдзуми Кодзо нагло соврал — вскоре он прокрался обратно в Эдо и продолжил шарить по резиденциям знатных самураев.
Он обокрал свыше ста самурайских домов, некоторые даймё жутко его боялись: что если в следующий раз легендарный вор Нэдзуми нацелится и на их владения? Всё это породило невероятное количество историй, легенд и шуток, связанных с Нэдзуми Кодзо.
Правда, есть мнение, что на самом деле ворованные деньги он тратил на сакэ, женщин и азартные игры, а все благородные поступки это всего лишь домыслы людей, желающих видеть в Нэдзуми Кодзо героя. Но это уже совсем другая история.
Казнь
Однако у всего бывает конец. Вот и в 1832 году, когда Дзирокити забрался в резиденцию клана Обата в Уэно, он попался.
Вору выставили счёт за все его делишки. Возможно, тогда Дзирокити понял, что на этот раз ложь ему не поможет. Он не стал отнекиваться — его приговорили к смертной казни.
Перед тем, как обезглавить, Нэдзуми Кодзо провезли по городу на лошади, мол, показывая всем: «Смотрите, мы, наконец-то, поймали знаменитого преступника! Стыд и позор ему!»
Три дня его голова была выставлена на всеобщее обозрение.

Могилу Нэдзуми Кодзо можно найти в Токио, неподалёку от храма Экоин.
Дзирокити не забыт
История Нэдзуми Кодзо так же, как и история Исикава Гоэмона, снискала любовь у театралов: было создано много пьес о друге простых людей, воре эпохи Эдо.

Например, представление Кабуки Nezumi Kozo: Noda Ban.
Про Нэдзуми Кодзо сняли много фильмов. Например, фильм «Нэдзуми Кодзо. Дзирокити» 1965 года.
Кроме того, есть сериал 2014—2016 годов, где Дзирокити выступает в роли «повесы под прикрытием», который, чуть только темнеет, надевает тёмную маску, грабит богатеев и подбрасывает деньги в дома бедняков.
Источники: japanitalybridge.com, samurai-world.com, edo-g.com, getnavi.jp.