После второй мировой войны повседневная мода в Японии следовала за западной. С показом новых европейских фильмов тут же возрастал спрос на туфли и брюки, делавшие образы главных героев яркими и запоминающимися. Японские мужчины средних лет одевались в традициях «Лиги Плюща», столпами которой являлась американская «золотая молодёжь». Но как и на западе в своё время, молодые японцы начали активные поиски индивидуальности, в обществе проснулось очарование необычным и страсть к переменам.

Размеренное движение японской моды по стопам западной оживилось в период бурного экономического роста, а именно под конец 70-х и начало 80-х, когда японцы позволяли себе тратить больше и быть более разборчивыми в одежде.
Начали издаваться журналы, сразу же ставшие модными гидами для молодёжи. Многие из них публикуются до сих пор, например, GG и Olive.
Именно в это время у молодёжи, ищущей особенный стиль самопрезентации, проснулась страсть к DC ブランド — брендам с особенным дизайном, то есть к легко узнаваемыми, стилизованными образами от конкретных дизайнеров. Широкую популярность приобретают Канэко Исао, Кикути Такэо, Мацуда Хиромицу. Новые модные течения рождались быстро и спонтанно. Но не все они распространялись среди широкой публики. Многие тренды оставались локальными и часто не выходили за пределы крупного города, где зародились. Особенно это касается Токио. Тем не менее, именно эти модные «всплески» и сделали 80-е такими яркими.
Поиск индивидуальности: от сплошного чёрного к радужным пастельным палитрам
Как раз в 80-е Кавакубо Рэй создала свои монохромные коллекции в Париже. Первая её коллекция, представленная за пределами Японии в 1982 году, полностью состояла из одежды чёрных цветов. Она должна была бросить вызов пёстрым и псевдо-женственным нарядам, которые пользовались популярностью в это время. Вскоре на улицах Японии можно было заметить молодых девушек, одетых в одни лишь чёрные цвета. Так появился стиль, называемый 烏族 «карасу дзоку» — воронье племя.
Другая модная крайность 80-х более знакома современным модницам. В это время одежда, которая по всем параметрам соответствовала определению «каваии», стала особенно популярной среди юных учениц. Для неё характерно сочетание нескольких цветов, преобладание пастельных оттенков и множество таких дополнительных деталей, как ленточки, необычные пуговки, рюши и оборки. Образы были многослойными, что делало их более необычными, детскими и позволяло задействовать ещё больше деталей.
Проводником в мир каваии в 80-е стал журнал Olive, который почти все выпуски посвящал романтичным образам для девушек.
От цветовых крайностей к спокойной элегантности
К концу 80-х погоня за уникальностью и необычностью в образах начала постепенно утихать, и в молодёжную моду вошла игра с простыми цветами и фасонами, навеянная учениками частных школ. Такие простые вещи, как водолазки, рубашки и джинсы, обыгрывались дорогими аксессуарами, шарфами, сумками, приносящими в образ оттенок высокого стиля.
Это веяние было названо しぶかじ (сибукадзи — от сочетания слов Сибуя и casual) за то, что первыми законодателями этого стиля были ученики частных школ Токио, которые часто тусовались в районе Сибуя.
К этому течению добавилось и смешение спортивной одежды с повседневной, которое тоже было навеяно практичными учащимися старших школ и студентов.

Скромность и элегантность на молодёжный лад, которые зародились в Сибуе в конце 80-х, стали повсеместным трендом и задержались на телевидении и в модных журналах надолго. Эта современная элегантность была таким же новым веянием, как и все предыдущие, но именно она так широко распространилась среди студентов, учеников старшей школы, а затем и среди японцев постарше. Это было совсем не похоже на ранние 80-е, когда множество разных модных течений сосуществовали друг с другом и не выходили за пределы своей узкой аудитории. Например, активное подражание причёскам японских поп-групп или увлечение конструктивизмом Кавакубо Рэй.
Тренды прямиком из массовой культуры
В конце 90-х модные молодёжные течения обрели своих лидеров в популярной культуре. Массовая культура укрепила связи с телевидением и рекламой, поэтому модные течения стали узнаваемыми по всей стране.
Синохара Томоэ привлекала множество поклонников своим нестандартным воплощением «каваии», в котором сочетались яркие цвета и принты гораздо смелее, чем привыкли читательницы Olive.
Поп-певица Намиэ Амуро стала иконой вычурных и гламурных образов.

Модный дизайнер Такуя Анжел активно интегрировал японские традиционные мотивы в современную одежду. Фасоны и принты, присущие кимоно, он смешивал с готическими и гипер-кавайными стилями. С большей или меньшей степенью гротескности традиционные мотивы перешли в повседневную одежду молодых японцев 90-х годов.

Наряду с модными безумствами, с 70-х по нулевые совершенствовалась и менялась мода на деловой и офисный стиль, совершенствовалось то, что считалось женственным в одежде. Школьная форма обросла особой эстетикой. Из обязательной униформы она превратилась в отдельный аутфит, в котором можно гулять по городу на досуге. Распространялись секонд-хенды, вдохновлявшие модников своей бессистемностью на луки, напоминающие современную уличную моду Японии. Эти образы особенно хорошо вписывались в культуру ночных и музыкальных клубов, где одежда была существенной частью самопрезентации.
Источники: