Традиция ханами от своего зарождения и до наших дней

Скорее всего, каждый, кто когда-либо интересовался японской культурой, слышал про ханами (花見) – традицию любования цветами, популярную в Японии с древности и по сей день. К сожалению, в этом году празднование ханами вряд ли состоится в привычном виде, однако представить современную Японию без этой замечательной традиции трудно. Сегодня мы попробуем разобраться, как именно она возникла!

Истоки традиции ханами

Есть мнение, что ханами – древний праздник, тесно связанный с сельским хозяйством. Когда-то японцы ассоциировали цветение сакуры с началом сезона посадки риса и видели в нём символ новой жизни, урожая и благодати. Считалось, что боги-ками, обитающие в вишнёвых деревьях, связаны с циклом посадки и сбора урожая, потому духов было важно задобрить подношениями, в том числе саке. Также по вишнёвым цветам гадали о будущем урожае. Таким образом, одна из версий происхождения ритуала созерцания цветов сакуры говорит нам о том, что традиция ханами зародилась еще в архаичной Японии.

В других источниках можно прочитать о том, что традиция ханами имеет связь с Праздником девочек Хинамацури. Также именуемый Момо-но сэкку, Праздником цветения персика, Хинамацури первоначально праздновался в 3-й день 3-го месяца лунного календаря и означал смену сезонов. Ключевым событием праздника был ритуал хина-окури – ритуал избавления от болезней и несчастий. Для проведения ритуала из бумаги делали небольших кукол, символизирующих человека, а затем совершался обряд перенесения зла с человека на куколку. После этого куколку сжигали или бросали в реку, чтобы избавиться от всего того, что могло бы навредить человеку. Этот день считался важным и среди простого люда, и среди аристократии. Выходя провести ритуал избавления от болезней и несчастий, люди невольно замечали прекрасное цветение деревьев сливы или персика и останавливались, чтобы полюбоваться ими. С течением времени традиция любования цветами стала так привычна, что перестала ассоциироваться с праздником Хинамацури.

Третья версия происхождения ханами, пожалуй, является более прозаичной. Традиция любования цветами зародилась в Китае: там с приходом весенних месяцев аристократы воспевали чудное цветение сливы. Ни для кого не секрет, что Япония во многом оглядывалась на своего более древнего соседа, и эта традиция вскоре перекочевала и в японский императорский двор. Благодаря стихам поэтов Поднебесной, японская знать быстро оценила красоту и изящество цветов сливы (а также цветов персика и глицинии), и ритуал ханами начал укореняться в Японии. Так, во времена эпохи Нара (710–794) ханами успешно занял свое место среди других высоких времяпрепровождений аристократов наравне с каллиграфией и стихосложением.

Цю Ин. Цветение персика и сливы в саду, фрагмент. На картине изображен Ли Бо, известный китайский поэт династии Тан (618–907 гг. н. э.), проводящий вечер со своими двоюродными братьями в цветущем саду.

Впрочем, в ту пору всё внимание японцев было приковано в первую очередь к сливе, а не к сакуре. Лишь в эпоху Хэйан (794–1185 гг.) слово ханами стало ассоциироваться именно с цветением вишни. Хоть цветение сливы или персика и впечатляли своей красотой и чувственностью, аристократы Хэйан были зачарованы цветением сакуры, столь ярким и чудным, но столь коротким, что всё чаще в японской поэзии той эпохи начала появляться сакура, символ быстротечности и мимолетности. Традиция любования цветами так полюбилась императору Сага (786–842 гг.), что он стал проводить при дворе праздники любования сакурой, представляющие собой пикники под цветущими деревьями.

Императоры сменялись сёгунами, а аристократы в многослойных одеждах – самураями, но традиция любования сакурой осталась. Считается, что особую слабость к цветам сакуры питал Тоётоми Хидэёси, великий японский полководец XVI века. В 1598 году им был проведён, вероятно, самый крупный праздник, посвящённый ханами. Одним из финальных шагов Хидэёси на пути к объединению Японии стал военный поход на остров Кюсю, который отказался подчиниться полководцу. После того, как сопротивление на Кюсю было разбито, Хидэёси направил торжественную процессию к храму Дайго в Киото, где провёл празднование в честь цветения сакуры. 1300 человек вслед за своим полководцем последовали к храму, чтобы отпраздновать победу и полюбоваться цветами вишни. Считается, что именно после этого события высокая традиция любования цветами начала становиться всё более народной.

Огата Гекко. «Цветение вишневых деревьев в Дайго: Тоётоми Хидэёси», 1896 г.

Особый расцвет ханами связан с эпохой Токугава, когда по приказу власти вишнёвые деревья начали сажать в столице, Эдо, а позже эта мода распространилась по всей Японии. Весёлые пикники под цветущими деревьями сакуры уже мало чем напоминали чинные вечера аристократов-стихотворцев, но такова была эпоха – эпоха городской культуры, кварталов развлечений и необыкновенных историй.

Утагава Хирокагэ. Любование цветами на горе Асука, 1859 г.

В эпоху Мэйдзи традиция собираться с семьёй и друзьями, чтобы провести приятный вечер под деревьями сакуры, стала настолько привычной, что в газетах с приближением долгожданного сезона цветения стали публиковать списки самых удобных для пикников точек. Цветение сакуры начало приобретать новые смыслы: выпадающее в зависимости от региона на март-апрель, оно ассоциировалось с началом и завершением учебного года, а вместе с тем – с чем-то новым, неизвестным, но при этом полным надежд.

Празднование ханами в парке Саказу, 1953 г.

Как мы видим, установить, как именно развивалась и всё глубже врастала в японскую культура традиция ханами, не так-то просто. Впрочем, правдива ли только одна из версий, изложенных в этой статье, или же все сразу – не так важно. Начиная с эпохи Нара и до современности, традиция любования цветами прошла долгий путь. Менялись времена, нравы, политические строи, а сакура все так же цвела и радовала каждого, кто её видел. Может, сакура и считается символом быстротечности, но любовь японцев к ней никак нельзя назвать мимолётной. Потому сакура по праву считается одним из самых узнаваемых символов Японии.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту