Кидзуна Ай — самый известный виртуальный ютубер с двумя миллионами подписчиков на YouTube. В своё время Кидзуна произвела фурор среди японских отаку и молодёжи, и, как следствие, тут и там стали появляться и другие похожие каналы, на которых японские аниме-девушки… чего только не делают: дурачатся, играют в игры, выкладывают развлекательные ролики и просто общаются со зрителями. При этом их настоящая личность и внешность всегда остаются тайной. Кидзуна Ай даже стала официальным туристическим представителем от Японии!

Кадр из пародийного видео на песню «Everybody»
Но постепенно теряющая популярность Кидзуна и другие одиночные ютуберы — лишь верхушка айсберга. Деловые японцы довольно быстро смекнули, что виртуальная сфера может приносить хорошие деньги, если собрать виртуальных айдолов в сообщество: так появились компании, от имени которых виртуальные девушки (и даже парни!) проводят трансляции. На сегодняшний день существуют два подобных агентства с общим количеством подписчиков в несколько миллионов человек: Hololive и Nijisanji.
Hololive и Nijisanji — агентства виртуальных айдолов
Залог успеха этих организаций — сами участники проекта, совершенно не похожие друг на друга не только внешне и голосом, но и характером. Также у айдолов удачный график: будь то день или ночь, кто-нибудь из девушек всегда ведёт трансляцию. Несмотря на то, что вместо подвижных 3D моделей виртуальные ютуберы обычно используют 2D аватары, которые отслеживают лишь простейшие движения (взгляд, выражение лица и наклоны головы), зрители, похоже, привыкли к этому недостатку.

Так одеваются айдолы на 3D трансляциях
Причина, почему предпочтение отдаётся 2D, проста: 3D-оборудование дорогое и громоздкое, а участников в обоих агентствах — по несколько десятков человек. Поэтому ютуберы перевоплощаются в трёхмерных персонажей только в специальных студиях и по особым случаям: на канал подписалось двести тысяч человек, ютубер делает коллаборацию с другими участниками агентства — всё это события, которые обязательно отмечают в 3D реальности.
Кроме того, в Японии довольно популярны LIVE-концерты с виртуальными персонажами: в последний раз подобное мероприятие устроили недавно — 24 января. Нам, не купившим билеты на концерт, остаётся лишь ждать, пока правообладатели не решат выложить видеоматериал на всеобщее обозрение.
В Hololive и Nijisanji состав весьма разношерстный: тут вам и певица-айдол, и индонезийка, владеющая японским и английским языком, и художница с ангельским голосом, и девушка-отаку и многие другие. Nijisanji даже открыло индийское подразделение, участниками которого стали, ожидаемо, индийцы. Говорят они, впрочем, на чистом английском (милая Аадия, грозная Нур и парень Вихаан). Девушки и мужчины, желающие попасть в одно из агентств, должны пройти отбор: так японка из Кансая с никнеймом Хонма Химавари призналась, что один раз провалила собеседование в Nijisanji и была принята только со второго (сейчас на её канал подписано 400 тысяч человек). Упомянутое агентство вербует даже демонят: Дэби-Дэби Дэбиру — девушка с очень милым голосом, которой очень подходит её роль маленького исчадия ада. Оцените сами:
Почему виртуальные ютуберы так популярны среди японской молодёжи?
Сбор пожертвований через прямые трансляции — явление не новое, и, например, в Китае некоторые трансляции могут смотреть до 3 миллионов человек одновременно. Только представьте, какая это возможность для сбора денег с обожающих 2D дев молодых китайцев. Неудивительно, что рынок Поднебесной и является для виртуальных стримеров (англ. «streamer», ведущий трансляции) вторым по важности: китайский зритель на платформе bilibili способствует росту популярности Hololive и Nijisanji. Фанаты создают бесчисленные любительские видео, делают нарезки из трансляций, а также переводят их на родной язык. Посмотрите рэп-видео ютуберши Нацуиро Мацури, которое склеили зрители из Китая, а англоязычные пользователи перевели на английский:
Волна популярности донесла виртуальных девушек и до западного интернета: начиная с прошлого года на YouTube десятками стали появляться каналы, посвящённые любительским переводам творчества Hololive и Nijisanji на английский язык. Началось всё с вирусного видео, в котором Сираками Фубуки комично поёт известную песню «I’m Scatman» Джона Скэтмэна.
Почему же виртуальные ютуберы популярны в Японии? Ответ лежит на поверхности! В японской поп-культуре хорошо прижились айдолы — вечно весёлые певицы, которые собирают стадионы фанатов. А виртуальные ютуберы это всё те же айдолы, только при этом они гораздо ближе к зрителю — на трансляциях царит дружеская атмосфера, девушкам можно передать сообщение лично (чтобы оно дошло наверняка, лучше заплатить йену) и даже попасть в одну и ту же игру. Посмотрите, например, как зритель с вызывающим никнеймом P*rnHub издевается над айдолом Сасаки Саку:
Многие девушки ведут себя естественно или хорошо вживаются в роль.
Нередки случаи, когда ютубер рассказывает о забавных семейных происшествиях, а девушка Нацуиро Мацури даже приглашает на трансляцию свою маму и брата:
К тому же агентство Hololive малочисленнее своего конкурента, поэтому старается брать качеством. Например, на ту самую Кирю Коко из так называемого 4-го поколения Hololive за пару месяцев после дебюта подписалось 250 тысяч человек. Зрителей подкупает её необычный голос и собственное пародийное новостное шоу, которое на английском так и подписано: «Coco’s Morning Sh*tpost». В нём она отпускает очень… специфичные шутки (чего стоит «Реклама от Коко»), читает реакцию зрителей в чате и иногда говорит на английском, который знает в совершенстве.
Айдолы — тоже люди
Всё же работать айдолом не всегда легко. Ведь, казалось бы, от девушек требуется веселить тысячи поклонников смешными выходками, только и всего.
На самом деле, у жизни виртуального ютубера есть и менее приятная сторона: совсем недавно на айдола Токоями Това обрушилась волна негатива от некоторых японских зрителей за то, что она не закончила трансляцию, и все услышали, как она разговаривает с друзьями из реальной жизни в голосовом чате. Казалось бы, что тут такого? Но часть поклонников возмутилась тем, что айдол выпала из образа: Тове даже пришлось записать видео с извинениями, на котором слышно, что она едва сдерживается, чтобы не заплакать. Сегодня это видео уже удалено с канала, а Това после недельного перерыва продолжает вести трансляции.
А вот тут Фубуки признаётся, что невольно расплакалась из-за ответственности и надежд, которые на нее возлагают её зрители и товарищи из Hololive.
В этом видео Сасаки Саку из Nijisanji рассказывает о кончине отца и всеми силами старается не расстраивать аудиторию печальными новостями:
Более того, некоторые айдолы проводят трансляции по много часов в день — можете себе представить каково это, годами почти каждый день выступать перед тысячами зрителей и при этом оставаться в роли? Мы тоже… В видео ниже представлена любопытная статистика о том, сколько часов проводят айдолы из Nijisanji на трансляциях:
Чтобы развеять мрачную атмосферу, на десерт мы оставили русскоговорящую ютубершу Кадзами Капру! Только послушайте её милое произношение:
На трансляции она играет на балалайке(!) и в игры от российских разработчиков. Зрители уже успели посоветовать ей музыку Егора Летова и Артемьева (композитор из фильма Тарковского) и даже научили молодёжному сленгу. Зайдите и вы пообщаться с ней!
В заключение советуем посмотреть видео о доходах ютуберов Nijisanji и Hololive в йенах за один только февраль этого года: