«Я до сих пор нервничаю перед выступлениями», – говорит Такэхито Томоэда. Наблюдая за тем, как он принимает торжественную и уверенную позу на традиционной деревянной сцене, сложно поверить, что этот актёр-ветеран и учитель театра Но нервничает перед выступлениями. В конце концов, сцена была для него вторым домом: с трёх лет он был актёром-ребёнком. Но когда вам поручено продолжать 600-летнюю японскую традицию, а во время выступлений сами боги оценивают вашу игру, вы невольно занервничаете.
Как выглядит ваш рабочий день или неделя?
Сейчас вся моя жизнь связана с Но, и не только с практикой и выступлениями, но и с обучением. Обычно я стараюсь отводить утро для себя, а дни и вечера – для работы. Я выступаю каждую субботу и воскресенье, а для подготовки к этому репетирую каждый четверг и пятницу. В остальные дни я сочетаю самостоятельную практику и преподавание. Сейчас у нас есть дополнительная работа, так как мы проводим ночные и праздничные выступления.
В таких театрах, как Бродвей, одну и ту же пьесу могут показывать несколько раз за день, и так несколько недель подряд. В театре Но же спектакли проводятся один раз в день. Это значит, что я постоянно готовлюсь к 10 новым спектаклям одновременно. Существует около ста классических пьес театра Но, которые знает каждый актёр. Их мы можем репетировать всего один раз перед выступлением, хотя каждый раз мы играем разные роли.
«Моя семья выступала в театре Но с периода Эдо, так что для меня спектакли стали настолько же привычны, как пробуждение и принятие завтрака»
Почему вы выбрали эту работу?
На самом деле я не выбирал её. Моя семья выступала в театре Но с периода Эдо (1603–1868), так что для меня спектакли стали настолько же привычны, как пробуждение и принятие завтрака.
Что является самым важным для того, чтобы быть актёром Но?
На сегодняшний день самое важное – вам должен нравиться театр Но. Например, если вы киноактёр, то вы должны верить, что фильм – это лучшее средство выражения (эмоций, мыслей и т. д.)
Как можно стать актёром Но?
Существует множество разных школ театра Но, и все они отличаются друг от друга манерой повествования. Лично я начинал как актёр-ребёнок, так что для меня не стоял вопрос о выборе школы. Меня просто учили повторять за другими актёрами, и так я учился. Мой отец был преподавателем в театре Кита Но, однако школа Кита порицает обучение членами семьи, поэтому меня учил мастер. Точно так же и я не обучаю своего сына.
Если вы учитесь будучи ребёнком, то играть легко и естественно. Однако в подростковом возрасте играть становится труднее: у нас случаются скачки в росте, голоса ломаются, мы можем начать стесняться выступлений перед публикой. Также необходимо перейти с игры детских ролей на роли взрослых. В этот период нужно сосредоточиться не только на словах, но и на совершенствовании своей техники. На прохождение этого периода может потребоваться до трёх лет, и только тогда можно вновь выступать профессионально.
Что является лучшим в вашей работе?
То, что мне не приходится вставать рано утром (смеётся). Если вы не актёр или никогда не были на сцене, то это может быть трудным для понимания, но для меня лучшее в работе – это возможность приносить зрителям радость. Конечно, бывают случаи, когда не всё получается и ваша игра не так хороша, как вам хотелось бы, но такие моменты я сравниваю со словами марафонца, который говорит: «Это будет мой последний марафон», но через 10 минут после окончания забега он думает: «Какой марафон я побегу дальше?».
Что является самым сложным в вашей работе?
Самое сложное – это метод выступления. Театр Но известен не за свои сюжеты, а из-за того, как изображаются персонажей и ситуации, в которые может попасть человек. Несмотря на то, что существует сто классических спектаклей Но, которые обязательно изучаются каждым актёром, то, как вы будете играть любую роль в них, изменится само собой по мере набора жизненного опыта. Поэтому ваш метод выступления должен постоянно развиваться.
Что делает театр Но таким особенным?
Как вы можете знать, Но существует уже около 600 лет, и изначально его спектакли были представлениями для богов. Поэтому работа актёра Но состояла не только в выступлении перед зрителями, но и в том, чтобы выступление понравилось богам. С этой точки зрения мало что изменилось. Сам театр рассматривается как святилище, поэтому просто находиться там и выступать на сцене – это священный и очень волнующий опыт.
Что есть для Но в будущем?
Традиционные японские искусства теряют свою аудиторию. Мы знаем, что некоторые аспекты театра не подходят современному миру и формам развлечения. Мы пользуемся старыми литературными терминами, которые даже японцы больше не могут понять. Поэтому теперь, в эпохе Рэйва, мы ищем способы обновить Но, оставаясь верным своим основам. Например, в октябре 2019 года мы провели уникальное шоу под названием «Театр Но в Саду», которое дало людям возможность посмотреть на Но в необычной обстановке на открытом воздухе.
Источник: Tokyo Weekender