Это десятилетие было богатым на интересные и интригующие картины для японского кинематографа. Хотя ещё рано говорить о том, какие из них сильнее всего повлияют на японское кино, сегодня мы расскажем о пяти наиболее вероятных претендентах на звание самых важных фильмов 2010-2019 годов.
Признания (告白 кокухаку) – 2010 год
«Признания» рассказывают историю Юко Моригути, школьной учительницы, которая мстит двум школьникам за убийство её четырёхлетней дочери. Часть её плана состоит в открытом признании перед подозреваемыми в том, что она отравила их молоко ВИЧ-инфицированной кровью. В результате этого один из преступников замыкается в себе до тех пор, пока его мать не пытается облегчить его «страдания», пытаясь убить его, а затем и себя.
Но даже это описание – лишь верхушка сложного сюжета «Признаний», который усилен почти пассивным подходом к безрадостному сюжету. Персонажи действуют безвольно, как будто они чувствуют, что вся их жизнь и поступки были определены в тот момент, когда у них появились отклонения в сторону безумия. Японскому кино не чужды мрачные сюжеты, но они редко преподносятся настолько неприятно обречёнными, отнимающими у зрителей малейшую веру в человечество. Немногие японские фильмы до или после «Признаний» смогли этого добиться.
Ветер крепчает (風立ちぬ кадзэ татину) – 2013 год
Фильм представляет из себя вымышленную биографию Дзиро Хорикоси, создателя военных самолётов эпохи Второй мировой войны. «Ветер крепчает» был последним фильмом Хаяо Миядзаки перед тем, как он объявил о своём уходе из анимации. Но почему один из величайших режиссёров анимации (если не величайший) решил сделать эту историю своей лебединой песней?
Без исторической части биографии фильм, по сути, является историей о любви человека к своему делу, о счастье преследования своей мечты и ответственности, которую необходимо нести за неожиданные последствия дела всей жизни. Дзиро Хорикоси верил, что самолёты нужны миру, но он также сожалел о том, что внёс вклад в войну. Похоже, что это отражает и чувства самого Миядзаки: он помог построить японскую аниме индустрию и теперь, кажется, жалеет об этом. Можно сказать, что «Ветер крепчает» – это прекрасный фильм, который заставляет задуматься и даёт зрителю возможность заглянуть в мысли блестящего творца.
Истинный Годзилла (シン・ゴジラ син годзира) – 2016 год
Когда «Годзилла» вышел в 1954 году, он изменил правила игры. Это был фильм о монстре, который воплощал в себе страх ядерного оружия, смешивающий традиционные элементы ужастика с остроумным комментированием. Картина оказалась невероятно успешна, и с тех пор весь мир пытался повторить этот успех. Похоже, «Истинный Годзилла» (или «Годзилла: Возрождение» в русском прокате) – это первый современный сиквел к «Годзилле» 1954 года, который сделал всё как нужно.
Во-первых, Годзилла вновь страшный! Ввалившиеся глаза и тело с будто бы мёртвой чешуёй делают нового ящера настоящим, пугающим монстром. Но, что важнее, не Годзилла является главным элементом фильма, а то, насколько не готова Япония к подобной угрозе из-за чрезмерной бюрократии. А для страны, страдающей от постоянных стихийных бедствий, подобные темы являются прекрасной отсылкой к оригинальному фильму, перенося наследие легендарного кайдзю в современную эпоху.
Сказание о принцессе Кагуя (かぐや姫の物語 кагуя-химэ-но моногатари) – 2013 год
«Сказание о резчике бамбука», написанное ещё в X веке, повествует о загадочном ребёнке, которого нашли в бамбуковом побеге. Наверное, тысячи страниц были исписаны о религиозных темах этого произведения, о темах родительской любви, а также о том, как это произведение может быть одним из самых ранних примеров научной фантастики в истории. Как бы то ни было, из этой сказки каждый может узнать многое о японской культуре, и именно поэтому так важна её анимированная версия – «Сказание о принцессе Кагуя». Возможно, это один из самых амбициозных фильмов Японии и уж точно самый дорогой: бюджет картины составил больше 2,8 миллиардов рублей.
Это далеко не единственная адаптация сказки, но её нестандартный «скетчевый» стиль анимации даёт фильму совершенно иное потустороннее чувство. Но это же делает каждую часть истории живой, начиная с природных пейзажей и заканчивая прекрасными кадрами архитектуры. Добавьте к этому огромный актёрский ансамбль и откровенную любовь к японской культуре, которая буквально ощутима на протяжении всего фильма, и вы получите одну из самых важных картин японского кинематографа за последние 10 лет.
12 подростков-самоубийц (十二人の死にたい子どもたち дзю:нинин-но синитай кодомотати) – 2019 год
Вне зависимости от года выпуска, японский фильм о самоубийствах, к сожалению, почти всегда будет злободневным. Но не это делает «12 подростков-самоубийц» стоящим вашего внимания.
События фильма разворачиваются вокруг группы подростков, которые встречаются вместе, чтобы покончить с собой. В сюжете есть интересный поворот, но важен не он, а то, что говорят люди. А говорят они много: о своих жизнях, о причинах, по которым хотят умереть, и, самое главное, они говорят об этом честно и прямо, как настоящие, живые люди.
Причины, по которым они хотят умереть, важны, так как многие из них отклоняются от таких «стандартных» тем, как «издевательства», и касаются даже более серьёзных проблем. Но именно то, как откровенно они обсуждаются, делает фильм таким жизненным и, в конце концов, даже воодушевляющим, что и нужно многим молодым японцам, борющимся с суицидальными мыслями.
Источник: Tokyo Weekender