Кофе приплыл в Японию на голландских кораблях в 1800-х годах. Первая кофейня открылась в 1888 году сыном тайваньского секретаря министерства иностранных дел Тэй Эйкэем. Место называлось Kahiichakan и обанкротилось через пять лет после открытия. Несмотря на недолгую историю заведения, именно оно задало тенденцию кофеен в Японии.
Появление кофе и первых кофеен как раз попало на расцвет эпохи Мэйдзи (1868 — 1912 гг.). Классовые структуры упразднялись, мужчины и женщины всё чаще переезжали в городские центры, устраивались на несколько работ и получали образование. Кофейни расцвели вдоль железнодорожных линий, став информационным центром для новоприбывших жителей города.
Несмотря на то, что кофе начал распространяться в эпоху Мэйдзи, набрал популярность он только после 1960-х годов, так как во времена Второй Мировой войны были проблемы с импортом. Сейчас в Японию доставляют 440 тысяч тонн кофе в год, в 1960 году эта цифра составляла 15 тысяч тонн. Импорт кофе увеличился на 3000% всего за 50 лет.
Что же стало причиной кофейного бума? В первую и самую главную очередь, это интерес японцев ко всему западному, в том числе и моде на кофе.
Первым прорывом японцев в кофейной индустрии был выпуск в 1965 году первого в мире かんコーヒー (канко:хи), или кофе в банках Mira coffee . В 1973 году по всей Японии начали открываться автоматы по продаже холодных и горячих напитков. После этого кофе в банках стал хитом продаж. Но популярность баночного кофе стала только частью бешеного успеха этого напитка в Японии.
С другой стороны начали активно открываться сетевые кофейни и магазины. Сеть Doutor Coffee открыла первую кофейню в 1980 году и стала основателем кофейной культуры в Японии. После войны японцы потратили немало сил на восстановление экономики. Их настойчивость и трудолюбие приводили к тому, что из-за работы японцы не могли нормально поесть и попить. Doutor Coffee взяла курс на работающих и питающихся на ходу японцев. Именно эту сеть жители Японии ассоциировали с кофе до 1990-х годов, пока на горизонте не замаячила сеть Starbucks с дружелюбной моделью «третьего места».
Сколько кофе пьют японцы?
Япония занимает 39 место по потреблению кофе на душу населения (3,2 кг. на человека). Для сравнения: в Финляндии (1 место) на одного человека приходится 12,6 кг. кофе. Япония импортирует 440 тысяч тонн кофе в год, что составляет 7% мирового экспорта кофе. Самым крупным поставщиком кофе в Японию является Бразилия, отношения с которой начались ещё в далёких 1800-х годах.
Кофейные продукты в Японии
Рынок японского кофе очень насыщен. Самые популярные бренды баночного кофе в Японии: Boss (производство Suntory), Georgia (производство Coca-cola), Nescafe (производство Nestle) и Roots (производство Japan Tobacco). Вышеупомянутые сети кофеен Doutor Coffee и Starbucks стали производить кофе в банках в 2005 году. McDonalds открыли по всей Японии сеть кофеен McCafés.
Сейчас несомненным лидером среди кофеен является Starbucks, в которой, помимо стандартных видов кофейных напитков, можно попробовать фраппучино с сакурой или маття латте (и это далеко не все «японские» виды кофе). Кофе стал не просто популярным заграничным напитком в Японии, но и получил японский колорит. Потому что маття латте можно попить только в Японии или в японских кафе в других странах.