Автомобили, которые любят японцы: кей-кары

Мы привыкли видеть на улицах наших городов определённый набор автомобилей: небольшие хэтчбеки, седаны, кроссоверы и джипы разных цветов и вариантов. Но на каких машинах ездят японцы в своих перенаселённых городах и по узким дорогам? Разумеется, есть перевес в сторону компактных вариантов, однако существует целый класс автомобилей, который продаётся практически эксклюзивно внутри Японии. Знакомьтесь – кей-кары!

Сейчас кей-кары являются одним из наиболее популярных классов авто в Японии. Эти компактные машины выполняют свои обязанности по перевозке водителя и пассажиров (а иногда и груза) на ура и при этом стоят немного, тратят мало бензина, да ещё и налоги на них заметно ниже в сравнении с «полноценными» автомобилями.

Такой набор положительных черт стал залогом большого успеха этого класса, возможно, даже слишком большого. Но об этом позже. Давайте для начала узнаем больше об истории кей-каров.

Когда денег нет и осёл станет лошадью

После Второй мировой войны люди практически не имело возможности купить полноценный автомобиль, но при этом люди могли позволить себе мопед. Для развития отечественной экономики и обеспечения населения автотранспортом правительство в 1949 году создало класс «лёгких автомобилей», или 軽自動車 кэйдзидо:ся, с особыми ограничениями для габаритов кузова, объёма и мощности двигателя.

Tama (1949) – одни из первых кей-каров в Японии. Это ещё и электромобиль!

Эти машины стоили дёшево и налоги на них были в два раза меньше, чем для обычных, однако поначалу они не сыскали особой популярности, в основном из-за строгих ограничений двигателя: кей-кары могли иметь лишь 150-кубовые двигатели, которые выдавали до 10 лошадиных сил.

Проблема не была оставлена без внимания и уже в следующем году допустимые объёмы двигателей увеличились вдвое. Впрочем, даже это не помогло, и к 1955 году японское правительство позволило выпускать кей-кары с 360-кубовыми движками.

И тогда произошёл первый бум.

360 кубов – это не так уж и мало

В апреле 1955 года компания Сузуки, до этого производившая только мотоциклы, представляет на рынке свой первый автомобиль – Suzuki Suzulight, подходивший под категорию кей-каров. Suzulight выпускался в формате седана, пикапа и фургона и снискал большую популярность, несмотря на то, что имел всего 16 лошадиных сил под капотом (а весил 520 кг). Стоил же он всего 350 тысяч иен.

Мировую известность в своё время получил Subaru 360, тоже один из первых автомобилей компании. Двигатель 360 производил те же 16 лошадиных сил, однако весил лишь 410 кг. Эта машина стала настолько популярной, что продавалась даже в США за 1295 долларов под лозунгом «Дешёвый и уродливый» (Cheap and ugly). За свой милый внешний вид он получил прозвище «Божья коровка» и даже составил некоторую конкуренцию Volkswagen Beetle.

Упадок и возрождение

В начале 1970-х годов японское правительство сократило льготы для владельцев кей-каров, и эта категория автомобилей прекратила своё развитие вплоть до 1976 года, когда ограничения для класса были изменены. Отныне они могли иметь 550-кубовые двигатели и быть до 320 см в длину, 140 см в ширину (а раньше было 300 и 130 см соответственно).

Второй бум!

С новой мощностью кей-кары получились даже удобнее в использовании, и японцы стали активнее производить и скупать их.

Кей-кары перестали быть самыми дешёвыми и поэтому плохими машинами. Теперь они оснащались передовыми по тем временам технологиями и удобствами. Хотя это не мешало им выглядеть один в один как игрушечные машинки.

Honda Today 1985 года
Daihatsu Hijet 550 1976 года

Правила игры вновь изменились к 1990 году. Тогда кей-кары получили современный вид. Были увеличены допустимые габариты кузова, объём и мощность двигателя выросли до 660 кубов и 63 лошадиных силы.

Стали появляться уникальные варианты авто: с турбонаддувом, спортивные кабриолеты и даже машины с дверями «крылья чайки».

Крошечный Honda Beat 1991 года
Autozam AZ-1 1992 года
А в 1993 году известный пилот ралли Колин Макрей участвовал в гонке по сафари на крохотном Subaru Vivio

А что же сейчас?

Кей-кары продолжали свой победный марш по Японии до 2014 года, когда они составили ошеломляющие 40% от всех проданных автомобилей за год. Японское правительство обеспокоилось тем, что производители слишком сильно заостряют внимание на продажах на внутреннем рынке, из-за чего страдает экспорт, и повысили налоги на эти авто.

Но это не остановило любителей маленьких машин. В топ-10 самых продаваемых автомобилей за 2018 год 7 моделей принадлежали к категории кей.

3 место – Nissan Dayz
2 место – Suzuki Spacia
1 место – Honda N-Box

А каково это – водить такую мелочь?

Судя по этой статье, очень даже удобно, если у вас нет слишком больших ожиданий. Кей-кары предназначены для передвижения в городах, поэтому не стоит думать, что на скоростных шоссе вы сможете вдавить педаль в пол и улететь в закат. 63 лошадиных силы не позволят.

Nissan Dayz Highway Star

Кроме того, пускай производители и стараются предоставить как можно больше места в салоне (оттого и странные квадратные дизайны), его всё равно может не хватить, если вы больше среднестатистического японца. Зато эти автомобили честны с вами. Они знают, что являются лишь удобным вариантом для передвижения в тесных городах, и для них с лёгкостью можно найти парковочное место. И за это их можно полюбить.

Источники: Autocar.co.uk, MSN, Autoevolution, Croooober, Jalopnik

Рома Jr.
Обычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту