Бисёнэн — японский идеал мужской красоты

Идеализирование юношеской красоты

Тоёнобу Исикава "Самурай (справа) и вакасю (слева)" 1740 г. 

美少年 (бисёнэны) — мальчики, которые никогда не повзрослеют. Японский ответ Питеру Пэну и «Сумеркам». Сама философия бисёнэнов не подходит под западные представления о мужественности. Они выглядят как несовершеннолетние андрогины, которым чужда взрослая ответственность.
Этот образ зародился во времена эпохи Муромати (1336 — 1573 гг.) в любовных историях с гомосексуальным подтекстом, написанных буддийскими монахами 稚児物語 (тиго моногатари). Произведений было настолько много, что историки выделяют тиго моногатари в качестве отдельного жанра прозы тех времён. Истории были посвящены отношениям между буддийскими монахами и их молодыми помощниками. Романы посвящённые любви монаха и женщины обычно заканчивались в комедийном ключе, но когда любовником становился тиго, то с ним непременно что-нибудь случалось. Тиго убивали, похищали, или он сам погибал от любовной тоски. Иногда после смерти тиго становился воплощением бога или Бодхисаттвы.

Многие произведения тиго моногатари нашли своё дальнейшее воплощение в пьесах театра Но. Самой известной работой с персонажем тиго является пьеса 菊慈童 (кику дзидо:) «Мальчик-хризантема».

Тиго и бисёнэны имели две схожие черты: красота и молодость.

В реальности 稚児 (тиго), или мальчики-помощники, «участвовали в официальных шествиях, религиозных церемониях и общественных мероприятиях, служили при трапезе, принимали гостей». Помимо этого тиго обязаны были безоговорочно подчиняться своему хозяину. Нансёку (男色), или гомосексуальность, была распространена в средневековой Японии, поэтому чаще всего повиновение хозяину продолжалось в опочивальне.

Масанобу Окумура "Мужчина отдыхает в борделе с мальчиком, сочиняющим стихотворение, и проституткой"  1739 г.

Тиго обладали рядом привилегий, отличающих их от обычных монастырских детей. Им разрешалось носить длинные волосы, пользоваться косметикой и ярко одеваться.
Похожие отношения существовали и в самурайской среде между лордами и 若衆 (вакасю) мальчиками-помощниками. Такие отношения назывались 衆道 (сю:до:) (является сокращением от словосочетания 若衆道 вакасю:до: «путь юноши»). Считалось, что «мужская любовь» учит мальчика достоинству, честности и храбрости, в то время как женская любовь делает мужчину слишком мягким. Вакасю во многом напоминали тиго, только помимо декоративного предназначения, вакасю обучались боевым искусствам и при необходимости могли ринуться в бой за своего господина.

Бисёнэны под гнетом Запада

После насильственного открытия Японии всему миру в 1868 году отношение к нансёку изменилось. Осуждалось гомосексуальное желание, а образ бисёнэна трактовался как ненормальный и требующий перевоспитания по западным канонам мужественности. Но несмотря на отрицательное отношение Запада, именно приток американских солдат после Второй мировой войны создал спрос на женственных мальчиков-проституток. В тот момент «весёлые» кварталы Токио запестрели новыми красками: открылось множество ゲイバー (гэи ба:) с роскошными выступлениями молодых мальчиков в стиле кабаре. К 1950-м годам японцы чётко разделяли мальчика-гея, чей андрогинный образ появился под влиянием популярности французских актрис, и ледибоя, который переодевался в женщину.

Бисёнэны для женщин

В 1970-х годах в сёдзё-манге начал появляться белокурый юноша со спутанными волосами, который похищал сердце главной героини. Примерно в это же время новое поколение женщин-мангак перестало вводить в повествование героинь, ограничившись любовью между мальчиками. Сейчас в манге бисёнэнов изображают холодными и равнодушными героями. Западные читатели могут трактовать образ бисёнэна как женоподобного мужчину, но он глубже, чем мы думаем. Японские читатели воспринимают бисёнэна, как ангела мужского пола. Это парень, который игнорирует своё мужское начало. Он холоден, но чувствителен и сексуален. Именно этим он и привлекает женскую часть населения. Бисёнэн выходит за рамки западных гендерных ролей. Такой образ существует не только в манге и аниме, но и в поп-культуре в виде айдолов. Женская публика растёт, вместе с ней растут и образы. Когда бисёнэн перестаёт быть цветочным мальчиком и становится старше, не потеряв свою красоту, он становится 美男子 (биданси) «красивым мужчиной».

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту